Роль христианской церкви в Поздней империи

С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против существующих социальных порядков.

Оно проповедовало покорность и смирение в земном мире. К IV в. христианство претерпело существенные изменения, превращаясь в религию господствующего класса.

Руководящая роль в христианских общинах перешла постепенно к епископам, принадлежавшим большей частью к состоятельным людям. Клир (духовенство) приобрел иерархическую организацию и обособился от мирян. В проповедях, с которыми христианское духовенство обращалось к массам, на первый план выступали призывы к смирению перед власть имущими, идея божественного происхождения государственной власти.

Римские власти, убедившись, что христианская церковь с ее сильной единой организацией, представляет собой более мощный фактор идеологического воздействия, чем разрозненные языческие культы, стали поддерживать христианство. Уже в начале IV в. христианство как религия было признано равноправным с языческими культами (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. на первом вселенском церковном соборе (съезд представителей высшего духовенства) в Никее (Малая Азия) и в 381 г. на втором (Константинопольском) вселенском соборе был в главных чертах выработан «символ веры» — краткое изложение основных догматов христианской церкви. В этот «символ веры» вошел догмат о «троичности Бога», который по церковному учению един и вместе с тем состоит из трех лиц: «Бога-отца», «Бога-сына», «Бога-святого духа», догмат о воскресении Христа и пр. Церковь фактически признала императора своим главой.

Вскоре христианство стало господствующей религией в империи. Церковь превратилась также в крупную материальную силу. Дарения со стороны частных лиц и императоров способствовали росту ее имущества, особенно земельных владений, обрабатывавшихся рабами, колонами, прекаристами. Епископы стали играть важную роль в управлении городами, приобрели право суда над клириками, а в некоторых случаях и над мирянами.

Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего высшего духовенства христианской церкви. В конце IV — начале V в. он присвоил себе исключительное право именоваться «папой» (от греческого pappas — «отец», т. е. глава церкви) и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Запада.

Христианская церковь стала именоваться католической (что значит— вселенская, всемирная), а ее глава — папа — объявил себя преемником апостола Петра, а впоследствии «наместником Христа» на земле. 

Смотрите также

Городское ремесло. Цехи
Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, вел самостоятельно свое частное ...

Александрия
Поэзия Востока воздвигла памятник Александру: по традиции со времен Фирдоуси каждый поэт, чтобы добиться признания, должен был сочинить поэму в честь Искандера. Но после Александра остался и другой ...

Спад революционных выступлений и экономика 20-х годов
Раскол рабочего и социалистического движения. II Интернационал. III Коммунистический интернационал. Улучшению экономического состояния стран Западной Европы. Экономический подъем 20-х годов. Раскол р ...