Несравненно более многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что немало крестьян уходили в монастыри как в убежища от безотрадной действительности. Но и там они попадали в разряд низшей братии, целыми днями, подобно парикам, трудившейся на монастырских владениях.
Особенно быстро росли монастыри в XI—XII вв.: каждый император, сановник, полководец, церковный иерарх воздвигал и наделял владениями свой монастырь.
Крупнейшие из них (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в светские дела. Спорившие за власть группировки господствующего класса добивались поддержки влиятельного монашества.
Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами
В положение
эксплуатируемых со временем попали также ученики и подмастерья.
Это было связано с
тем, что средневековое ремесло, основанное на ручном труде, требовало очень
продолжительного времени д ...
Борьба городов с феодальными сеньорами и складывание городского самоуправления
Средневековые города
возникали на земле феодала и поэтому неизбежно должны были ему подчиняться.
Большинство горожан сначала составляли крестьяне, издавна жившие на этом месте,
бежавшие от своих пр ...
Кризис рабовладельческого строя
Кризис
рабовладельческого строя сказался на политических и юридических учреждениях и
идеологии римского общества. Классовые противоречия внутри страны, рост
сепаратистских тенденций в провинциях, у ...