Несравненно более многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что немало крестьян уходили в монастыри как в убежища от безотрадной действительности. Но и там они попадали в разряд низшей братии, целыми днями, подобно парикам, трудившейся на монастырских владениях.
Особенно быстро росли монастыри в XI—XII вв.: каждый император, сановник, полководец, церковный иерарх воздвигал и наделял владениями свой монастырь.
Крупнейшие из них (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в светские дела. Спорившие за власть группировки господствующего класса добивались поддержки влиятельного монашества.
Крестьянские движения в XV в.
Уже в первой
половине XV в., особенно со времени гуситских войн в Чехии, немецкие крестьяне,
на которых, по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная
пирамида: князья, чин ...
Всемирно-исторический характер феодализма
Находя подлинную
основу феодализма в характерных для этого строя экономических и социальных
отношениях, советская медиевистика придает этому понятию всемирно-исторический
характер, видит в феодализ ...
Нисходящая спираль
В развитии кризиса выделяют, по крайней мере, две фазы. С осени 1929 до лета 1931 происходил общий резкий спад экономики. Затем экономический хаос в крупнейшей мировой промышленной и финансовой держав ...