Несравненно более многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что немало крестьян уходили в монастыри как в убежища от безотрадной действительности. Но и там они попадали в разряд низшей братии, целыми днями, подобно парикам, трудившейся на монастырских владениях.
Особенно быстро росли монастыри в XI—XII вв.: каждый император, сановник, полководец, церковный иерарх воздвигал и наделял владениями свой монастырь.
Крупнейшие из них (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в светские дела. Спорившие за власть группировки господствующего класса добивались поддержки влиятельного монашества.
Нормандское завоевание
К середине XI в. в
Англии в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс
феодализации еще не завершился. Значительная часть крестьян, особенно на
северо-востоке страны, в области &laq ...
Международное положение Византии
Международное
положение Византии стало вновь улучшаться с середины X в., чему немало
способствовали ослабление Болгарии и распадение Багдадского халифата на ряд
феодальных княжеств. Империя отвоева ...
Феодализм как социально-экономическая формация
Советская
медиевистика, стоящая па позициях исторического материализма, вкладывает в
понятие феодализма иное содержание, отличное от всех трактовок буржуазной
историографии. Как было уже показано в ...