Несравненно более многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что немало крестьян уходили в монастыри как в убежища от безотрадной действительности. Но и там они попадали в разряд низшей братии, целыми днями, подобно парикам, трудившейся на монастырских владениях.
Особенно быстро росли монастыри в XI—XII вв.: каждый император, сановник, полководец, церковный иерарх воздвигал и наделял владениями свой монастырь.
Крупнейшие из них (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в светские дела. Спорившие за власть группировки господствующего класса добивались поддержки влиятельного монашества.
Характер классовой борьбы и её значение для судеб империи
В Римской Африке в
IV—V вв. борьбу против господствующей церкви вели дондтисты (сторонники
епископа Доната), настаивавшие на «чистоте церкви» и отстаивавшие необходимость
«в ...
Политическая организация Каролингского государства
Классовое содержание
его политики Раннефеодальное государство, возникшее еще в меровингский период,
в VIII—IX вв. при Каролингах все более отчетливо выступает как орган
политического господст ...
«Салическая правда»
«Салическая правда» — источник для изучения общественного строя
франков Важнейшим источником для изучения общественного строя франков
(преимущественно Северной Галлии) в меровингск ...