Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами

В положение эксплуатируемых со временем попали также ученики и подмастерья.

Это было связано с тем, что средневековое ремесло, основанное на ручном труде, требовало очень продолжительного времени для обучения. В разных ремеслах и цехах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10—12 лет. При таких условиях мастер мог с большой выгодой очень долго пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.

Цеховые мастера эксплуатировали и подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика — 14—16, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, в котором заседали опять-таки мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников их времяпровождение, траты, знакомства. В XIV—XV вв., когда начался упадок и разложение цехового ремесла, эксплуатация учеников и подмастерьев заметно усилилась и главное — приобрела фактически постоянный характер. В начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог рассчитывать стать мастером. Теперь же доступ ученикам и подмастерьям к положению мастера был фактически закрыт. Стремясь отстоять свои привилегии в условиях растущей конкуренции, мастера стали ставить им всякие преграды на этом пути.

Началось так называемое замыкание цехов, звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников только в том случае, если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу — «шедевр» — из дорогого материала, устроить дорогое угощение для членов цеха и т. д. Подмастерья таким образом превращались в «вечных подмастерьев», т.е. по сути дела в наемных рабочих.

Для защиты своих интересов они создают особые организации — «братства», «компаньонажи», являющиеся союзами взаимопомощи и организациями для борьбы с цеховыми мастерами. В борьбе с ними подмастерья выдвигают экономические требования, добиваются повышения заработной платы и уменьшения рабочего дня. Для достижения своей цели они прибегают к таким острым формам классовой борьбы, как забастовка и бойкот в отношении наиболее ненавистных мастеров.

Ученики и подмастерья составляли самую организованную и передовую часть довольно широкого в городах XIV—XV вв. слоя наемных работников. В его состав входили также внецеховые поденщики, разного рода неорганизованные рабочие, ряды которых постоянно пополнялись приходившими в города крестьянами, потерявшими землю, а также обедневшими членами цехов — мелкими ремесленниками. Последние, попадая в зависимость от разбогатевших крупных мастеров, отличались от подмастерьев только тем, что работали у себя на дому. Не являясь рабочим классом в современном смысле слова, этот слой составлял уже элемент предпролетариата, полностью сформировавшегося позднее, в период широкого и повсеместного развития мануфактуры.

По мере развития и обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать в против стоявшей у власти городской верхушки, в состав которой теперь во многих городах входила наряду с патрициатом и цеховая аристократия. В эту борьбу включался и самый низший в бесправный слой городского населения: люди, лишенные определенных занятий и постоянного местожительства, деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры, — они составляли городское плебейство.

В XIV—XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы — во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, бывших наиболее острыми проявлениями социальных противоречий внутри средневекового города, особенно значительную и прогрессивную роль играли наемные рабочие.

Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы, можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городского плебейства против эксплуатирующих и угнетающих его богатых мастеров и купцов, а также против городской олигархии. 

Смотрите также

Интеграционные процессы в Южной Америке в 80-90-х
Продолжение политики модернизации. В конце 80-х — начале 90-х годов многие правительства в поисках выхода из затяжной кризисной ситуации прибегли к еще более решительной либерализации экономики ...

Южная Италия
В Южной Италии и Сицилии феодальные отношения развивались в условиях чужеземного владычества, что наложило отпечаток на их историю. В XI в. эти области были захвачены норманами (выходцами из Норман ...

Аграрный строй и положение крестьянства
В XI — начале XII в. население Англии, по данным «Книги Страшного суда», составляло около 1,5 млн. человек; из них громадное большинство (не менее 95%) жило в деревне. Преобладающи ...