В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Всем участникам похода было обещано полное прощение грехов, а тем, кто погибнет, — рай. Папа указал и на земные выгоды, ожидающие крестоносцев на Востоке. «Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты», — заявил он. Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на свою одежду кресты.
Идея похода на Восток была поддержана феодалами: война сулила им новые земли и богатую добычу. Церковь предоставила крестоносцам важные льготы. Они освобождались от уплаты долгов, а их имущество и семьи переходили под охрану церкви.
Значительная часть рыцарства не была безразличной и к религиозным целям предприятия.
В то время религия владела умами, и освобождение христианских святынь в Палестине символизировало в представлении феодалов подвиг, в котором их религиозные побуждения сливались с захватническими устремлениями. Речь Урбана II, упомянувшего о сказочном плодородии земель восточных стран, взбудоражила и крепостных крестьян, надеявшихся на лучшую жизнь и свободу.
После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Ими предводительствовали Петр Пустынник, разорившийся рыцарь Вальтер Голяк из Северной Франции и священник Готшалк из Рейнской области.
Нестройными толпами,
вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия
участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю.
Темные, изголодавшиеся крестьянские массы, к которым присоединилось немало
различных авантюристов из обедневшего рыцарства, проходя через владения
венгров, болгар, греков, отнимали у жителей продукты, грабили, убивали,
насильничали; в прирейнских городах рыцари-грабители устраивали еврейские
погромы.
Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы
понесли большие потери. Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в
Константинополь, здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин
поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая
подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В
октябре 10У6 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и
почти полностью перебило их. Так наивные иллюзии крестьян, мечтавших совершить
религиозный подвиг и добиться освобождения, разбились при первом столкновении с
действительностью.
Буржуазное общество
Теперь эта страна выглядит бесплодной и необитаемой
пустыней. Плоская глиняная равнина уходит в дрожащее марево горизонта и
смыкается там с голубым безоблачным небом. Кое-где возвышаются глиняные хо ...
Цели феодалов и крестьян в крестовых походах были различны
Мелкое рыцарство,
испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стеснение в денежных
средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах.
Крупные феодалы, ограниченные ...
Управлении Франкского государства
Следы древних
первобытнообщинных порядков больше сохранились в местном управлении Франкского
государства.
«Сотни» из
подразделений племени у древних франков после завоевания Галлии прев ...