В начале I тысячелетия до нашей эры страна ариев,
«Арьяварта», была страной маленьких укрепленных поселков, затерянных в глубине
джунглей. Арии были хозяевами этой страны, а покоренные туземцы –
плебеями-шудрами и рабами; арийский порядок был везде одинаков и везде, в
Индии, Греции или Риме, везде были господа-завоеватели и склонявшиеся перед
ними рабы. Однако со временем господ становилось всё больше, а военной добычи –
всё меньше, и пехотинцам-вайшьям пришлось, в конце концов, взяться за мотыги и
стать землепашцами. Земля вокруг поселка была поделена и превратилась в
собственность, причем вайшьям достались небольшие наделы, а брахманам и
кшатриям – обширные поместья. Точно так же поделили рабов и скот; среди господ
появились богачи и бедняки, которые жили немногим лучше, чем шудры.
Знатные стали чураться простолюдинов и не выдавали за них своих сыновей и
дочерей; так появились четыре замкнутые «касты»: брахманы, кшатрии, вайшьи и
шудры. Каждая каста имела свой цвет: брахманы – белый цвет неба, кшатрии –
красный цвет крови, вайшьи – желтый цвет, получающийся от смешения красного и
белого. Цветом шудр был черный – видимо потому, что, в отличие от бледнолицых
ариев, шудры имели темную кожу. По легенде, сотворивший людей бог Брахма создал
брахманов из своих уст, кшатриев – из своих рук, вайшьев – из бедер, а шудр –
из запачканных в грязи ног. Шудры были предназначены служить трем другим
кастам.
Между тем, время шло, века сменяли друг друга, и к V веку укрепленные поселки
ариев разрослись в небольшие города-государства, похожие на греческие полисы.
Так же, как в Древнем Риме, в каждом городе был свой царь-раджа, свой сенат и
народное собрание, но собрание собиралось редко и власть принадлежала богатым и
знатным. Тростниковые хижины кшатриев превратились в деревянные дворцы,
наполненные множеством слуг; в городах появилось много ремесленников –
преимущественно бедняков-шудр, которые пытались прокормиться работой на
знатных.
Появились ростовщики и торговцы – и не только индийские торговцы; в индийские
города стали приезжать купцы из Вавилона, пришельцы из далекого центра древней
цивилизации, вновь нашедшие дорогу в благословенную страну на Востоке. Вслед за
купцами Индия увидела пришедших с запада воинов "царя царей" Кира. В
конце VI века персы прошли через горные проходы на северо-западе и овладели
долиной Инда; здесь была учреждена новая провинция Мировой Империи. К местным
царям были приставлены писцы, собиравшие налоги для "царя царей"; они
познакомили индийцев с достижениями цивилизации – с письменностью, монетой и искусством
сооружения каменных зданий. По приказу царя Дария мореход Скиллак спустился на
корабле вниз по Инду и после тысячелетнего забвения вновь нашел морские пути в
Вавилон и в Египет. Индия вступила в контакт с цивилизованным миром.
Персы владели долиной Инда больше столетия; потом, в 327 году, пришли
македоняне и греки. Покоритель полумира Александр Македонский был восхищен
огромными реками и буйством тропической природы; он хотел завоевать и этот мир,
но его усталые воины не могли идти дальше. Подчинив несколько индийских
городов, Александр ушел на запад; в соседней Бактрии он оставил гарнизоны и
наместников, которые вскоре стали независимыми и основали собственные царства.
Греко-бактрийские цари долгое время владели долиной Инда и совершали походы в глубь
Индии; индийцы научились у греков строить украшенные скульптурой храмы,
полюбили театральные представления и узнали о шарообразности Земли. Персы и
греки принесли в Индию идею о всемогущей царской власти, призванной охранять
справедливость, – и эта идея попала на подготовленную почву: в IV веке в долине
Ганга началось Сжатие. Дошедшие до нас отрывочные сведения о тех временах
говорят о голоде и войнах, о людях, продающих себя в рабство за еду, о шудре
Махападме, который, неведомо как, захватил власть, истребил знатных и основал
большое царство. После Махападмы правил Чандрагупта (317-293), утвердивший на
престоле династию Маурьев; Маурьи были самодержавными монархами, жившими в
огромных дворцах и подражавшими персидским "царям царей". Самый могущественный
из этих монархов, Ашока (268-231), раздвинул границы своего царства далеко на
юг и в знак своей власти установил по всей стране колонны с каменными львами на
вершинах. Один из мудрецов тех времен, ученый брахман Каутилья, оставил после
себя трактат "Артхашастра", или "Наука политики", – учебник
для царей, рассказывавший о принципах управления государством. Главное для царя
– это крепко держать жезл власти и наказания, писал Каутилья, если этот жезл
опущен, то среди людей устанавливается "порядок рыб", когда сильные
поедают слабых. С помощью жезла власти царь побуждает людей исполнять свои
обязанности; он отбирает честных чиновников, которые собирают справедливые
налоги, устанавливают заработную плату и цены на рынке. Царь должен содержать
детей, стариков, больных и убогих, писал Каутилья, он должен строить
оросительные системы и наделять бедняков землей, а в случае голода – отбирать
зерно у богатых и раздавать бедным. "Наука политики" учит, как,
обвиняя знатных в святотатстве и преступлениях, конфисковывать их богатства –
эти методы широко применяли все монархи, от Рима до Индии. Нужно подсылать к
знатным тайных осведомителей под видом святых отшельников или гетер, говорил
Каутилья, нужно, чтобы всё, что происходит в домах, на рынках, на улицах было
известно царю через осведомителей; осведомители – "глаза и уши царя",
тайные осведомители помогают раскрывать преступления, поддерживать порядок и
мир среди людей.
"Мир и труд – это основа благополучия", – говорил Каутилья.
Справедливые цари облегчили участь угнетенных сословий, шудры во многом
сравнялись с вайшьями, было запрещено порабощение за долги. Так же, как цари
Египта и Двуречья, индийские монархи собирали десятки тысяч крестьян на
строительство оросительных систем. Руководствуясь советами Каутильи, царь
Чандрагупта создал большое искусственное озеро, которое он назвал
"Великолепное"; это позволило оросить обширные пространства и дать
землю крестьянам. Они вместе стояли на берегу озера: царь, бронзовую грудь
которого украшали золотые цепи и святой брахман с длинными, по пояс, седыми
волосами. Они смотрели на своё творение, и седой брахман говорил царю: –
Счастье царя в счастье подданных, в пользе подданных – его польза… Царь должен
содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных… Он должен защитить
земледельцев… Он должен очистить торговые пути… Если люди охраняются царем, то
преданные своим занятиям, они благополучно живут в своих обителях… Каков царь,
таковы и его подданные…
Народные движения в VIII — первой половине IX в.
Рост крупного
феодального землевладения и наступление феодалов на свободное крестьянство
привели к обострению классовой борьбы. Одним из наиболее значительных по своему
размаху и по своим последств ...
Советский Восток. Установление советской власти на востоке
Свержение царского режима и демократизация общественно-политической жизни в Казахстане, Туркестане. Проблемы национальной автономии. Грузия и Азербайджан.
Советский Восток. Установление советской вл ...
Французское государство в начале XIV в.
В начале XIV в.
королевский домен охватывал уже большую часть страны.
Присоединение в XIII
в. Лангедока (так стало называться бывшее графство Тулузское) дало Капетингам
возможность проникать в юго- ...