Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер— во Франции, Робертсон и Юм—в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии.
Ограниченность такого определения объяснялась отчасти слабой разработкой в то время экономической и социальной истории средних веков, а также тем, что она изучалась преимущественно на материале одной лишь Франции, где вассально-ленная система выступала с особенной четкостью.
Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.
Теории историков «критического» направления
Историки
«критического» направления не только полностью отрывали процесс складывания
феодализма как «системы управления» от экономической эволюции общества, но
стремились св ...
Политический строй городов Северной и Средней Италии в XIII-XIV вв.
В связи с успехами
ремесла и торговли, а позднее — зарождением раннекапиталистических отношений в
городах Северной и Средней Италии заметно усиливается политическое влияние
торгово-ремесленно ...
Всемирно-исторический характер феодализма
Находя подлинную
основу феодализма в характерных для этого строя экономических и социальных
отношениях, советская медиевистика придает этому понятию всемирно-исторический
характер, видит в феодализ ...