Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер— во Франции, Робертсон и Юм—в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии.
Ограниченность такого определения объяснялась отчасти слабой разработкой в то время экономической и социальной истории средних веков, а также тем, что она изучалась преимущественно на материале одной лишь Франции, где вассально-ленная система выступала с особенной четкостью.
Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.
Ересь апостольских братьев и восстание Дольчино
Тяжелое положение
крестьянства приводило к распространению в его среде движений протеста, часто
принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения,
но более всего они были ...
Законы императора Юстиниана
Законы Юстиниана
закрепили начавшиеся еще в Римскую эпоху империи тенденции к фактической
ликвидации правовых различий между римскими гражданами и покоренными народами.
Все свободные граждане импер ...
Процесс классообразования
Процесс классообразования,
происходивший в условиях социальной борьбы, которая в ряде случаев выливалась в
восстания народных масс, сделал необходимым образование государства. Кроме
того, взаимодей ...