Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер— во Франции, Робертсон и Юм—в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии.
Ограниченность такого определения объяснялась отчасти слабой разработкой в то время экономической и социальной истории средних веков, а также тем, что она изучалась преимущественно на материале одной лишь Франции, где вассально-ленная система выступала с особенной четкостью.
Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.
Государство Византия после падения Западной Римской империи
Византия выступала
как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем
цивилизованном мире.
Идея всемирной
монархии с центром в Константинополе жила и в варварских короле ...
Быт и нравы феодалов
Главным занятием
феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж.
Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.
В IX—XI вв. Евро ...
Натурально-хозяйственные основы феодальной экономики
Признавая
натурально-хозяйственные основы феодальной экономики, историки-марксисты не
считают, однако, полное и повсеместное господство натурального хозяйства
определяющим признаком феодального стр ...