Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер— во Франции, Робертсон и Юм—в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии.
Ограниченность такого определения объяснялась отчасти слабой разработкой в то время экономической и социальной истории средних веков, а также тем, что она изучалась преимущественно на материале одной лишь Франции, где вассально-ленная система выступала с особенной четкостью.
Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.
Характер классовой борьбы и её значение для судеб империи
В Римской Африке в
IV—V вв. борьбу против господствующей церкви вели дондтисты (сторонники
епископа Доната), настаивавшие на «чистоте церкви» и отстаивавшие необходимость
«в ...
Положение английского крестьянства
Одним из важнейших
прогрессивных сдвигов в жизни английской деревни XV в. было личное
освобождение основной массы вилланов. Крестьяне делились теперь в юридическом
отношении на две основные категор ...
Город Ромула
Сенека Великий Рим был городом, где решались судьбы
государств и народов, городом, откуда вышли железные легионы, разрушившие Карфаген,
Сиракузы и Коринф. Римлянам было суждено властвовать и повелев ...