Представители
разных по своей идейно-политической ориентации направлений романтической
историографии первой половины XIX в. в большинстве своем также понимали
феодализм как политическую или правовую систему. Идеологи дворянства и
реакционного мелкого бюргерства видели главную черту феодализма в политической
раздробленности и патримониальной системе управления (Л. Бональд, Ж. де Местр,
Ф. Шлегель, К. Галлер). Более серьезные ученые среди них — представители
исторической школы права в Германии, например К. Ф. Эйхгорн, а несколько
позднее и Л. Ранке, отождествляли феодализм с военно-ленными отношениями и
иерархической структурой общества. Близкое к этому определение феодализма было
распространено и среди историков буржуазно-либерального толка. Один из них —
французский историк Ф. Гизо дал на этой основе определение феодализма, имевшее
затем длительное влияние в буржуазной медиевистике. Основными чертами
феодализма он считал:
1) условный характер земельной собственности,
2) соединение земельной собственности с верховной властью,
3) иерархическую структуру класса феодальных землевладельцев.
Историки первой половины XIX в. в определении сущности феодализма недалеко ушли от историков эпохи Просвещения, хотя в отличие от них оценивали феодализм как положительное историческое явление: реакционные романтики — потому, что видели в нем свой политический идеал, либерально-буржуазные — потому, что в рамках феодального строя зародились, выросли в борьбе с дворянством предшественники современной им буржуазии в лице «третьего сословия».
Немецкая агрессия на Востоке
Укрепление
могущества немецких территориальных князей в немалой степени было связано с
агрессией немецких феодалов на Востоке против полабских славян и народов
Восточной Прибалтики (так называемый ...
Два социальных слоя во Франкском государстве
К началу VIII в. во
Франкском государстве уже сложились два враждебных друг другу социальных слоя:
первый — крупные землевладельцы галло-римского и германского происхождения,
которые владели ...
Пришествие справедливости
В середине III тысячелетия наполнявшая города
ненависть, наконец, прорвалась вовне. Начались войны между шумерскими общинами,
войны не на жизнь, а на смерть. Как не похожи были эти первые войны
зем ...