Опричнина, ее социально-политическое значение и исторические аналогии
Страница 9

Заключение

Опричнина Ивана Грозного была одним из печальных уроков правителям Российского государства. Она показала, что использование террора правящей верхушкой подрывает политический, экономический и социальный строй страны.

Хотя спустя многие столетия нечто подобное вернулось в Россию в 30-х, 50-х годах двадцатого века при правлении коммунистов во главе со Сталиным. В наших силах все, чтобы не повторилось больше подобного хаоса. И не допустить прихода к власти левых оппозиций, которые создают прямую угрозу всему населению страны. В данный момент в России, правительство борется с международным терроризмом, это во многом предопределит положительное развитие всех отраслей государства. Будет меньше социальных потрясений и катаклизмов. https://dostavka-produktov.ru продукты на дом. Заказ продуктов на дом москва.

Первый царь допустил огромную ошибку, применив насилие, как средство укрепления власти. Это сказалось на развитии всей России и отбросило ее в развитии на 200 лет назад.

Царь Иван IV три с половиной десятилетия обладал всей полнотой власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и нередко добивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во всем желая большего, не умея хоть в чем-либо себя ограничить.

По мнению В.О. Ключевского, все очевидные проблемы в управлении государством и причины неудач Ивана Грозного заключались в том, что великий московский князь сделался государём прежде, чем перестал быть вотчинником, прежде чем создался государственный порядок.

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая активная часть страны, истощены и людские и материальные ресурсы, заложены предпосылки для многих будущих бед России, в том числе ближайшей – наступлении Смутного времени.

Очевидно, что Иван IV ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, хотя больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий.

Но, тем не менее добрая слава Иванова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл названия Мучителя, данного ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только ГРОЗНЫМ.

Список использованной литературы

1. Зуев М.Н. «История с древнейших времен до начала XXI века»:Для школьников ст. кл. и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: 2002.

2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до начала XVII века», М.: 1997.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы./Под редакцией А.С.Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова, М.: 1994.

4. Ключевский В.О. «О русской истории». - М.: 1993.

5. Скрынников Р.Г. «Иван Грозный».- М.: 1975.

6. Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: в 2т.- Смоленск, 1996.

[1] Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: в 2 т.- Смоленск, М.: 1996. 22 с.

[2] Скрынников Р.Г. «Иван Грозный».- М.: Наука, 1975. с. 46

[3] Там же с. 47

[4] Ключевский В.О. «О русской истории».- М.: 1993. 147 с.

[5] Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: в 2т.- Смоленск,1996. с.29

[6] Там же с. 30

[7] Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до начала XVII века», М.: 1997. с. 194

[8] Там же с. 194

[9] Зуев М.Н. «История с древнейших времен до начала XXI века»:Для школьников ст. кл. и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: 2002. с. 283

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10