Народная культура Германии XVI - XVII веков
Страница 2

Система родства английского типа. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильем; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы.

В январе и феврале устраивались карнавалы; широкой известностью пользовался Кельнский карнавал. В устном народном творчестве преобладали шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны были народные танцы и песни. Пению уделялось большое внимание и при воспитании подросткового поколения. Развивалось прикладное искусство – обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство.

Обряды и обычаи

В XVI веке в Западной церкви произошел раскол – те, кто не хотел больше подчиняться папе, были названы протестантами.

Самый главный христианский праздник – Рождество, день рождения младенца Христа, который Западная церковь празднует 25 декабря, и Пасха – Воскресенье после распятия. Праздник Пасхи не имеет фиксированной даты – в 325 году на Никейском соборе было решено, что Пасха всегда будет праздноваться в первое воскресенье после еврейской Пасхи. Таким образом, ее отмечают в одно из воскресений между 22 марта и 25 апреля.

Сбор урожая – одно из самых значительных событий года. Если урожай был плохим, наступал голод. Все страстно молились о том, чтобы было много солнца и дождей, нужных для хорошего роста посевов. Заканчивался сельскохозяйственный год торжественным и пышным праздником урожая.

В Германии, как и в большинстве европейских стран, с древности было принято колядовать – в канун Рождества по дворам с песнями (колядками) ходили молодые люди, нередко ряженые, желая благополучия дому и требуя подарков.

Жгли костры начиная с 1 мая, Праздника костров, вплоть до кануна летнего солнцестояния (20 июня). Самый большой и яркий костер разжигался в день солнцеворота и люди плясали вокруг него с факелами в руках. Кроме того, вниз по склону скатывали горящие колеса. Считалось, что этот обряд поможет солнцу сохранить свою силу и мощь. По тлеющим углям прогоняли домашний скот, веря, что это убережет животных от болезней и повысит удои молока.

В канун Нового Года люди собирались за праздничным столом.

«Двенадцатая ночь» с 5 на 6 января знаменовала конец Рождества для католиков и протестантов. 6 января праздновали Крещение.

Страстная пятница была одним из наиболее важных дней в христианском календаре, потому что именно в пятницу распяли Христа. Верующие постились в Страстную пятницу, и многие христиане заходили в этот день в церковь.

На страстной неделе очень часто устраивались религиозные шествия. Одетые в балахоны с капюшонами люди проходили по улицам, неся в руках огромные кресты, флаги, скульптуры святых.

1 мая, радуясь первым всходам на полях, нежной зелени деревьев и трав, в деревнях молодежь плясала вокруг «майского дерева» - украшенного лентами и цветами ствола молодого деревца. Потом устраивали гулянье, на котором одну из юных девушек избирали «майской королевой».

На июньский праздник летнего солнцестояния жгли костры, олицетворявшие Солнце, - по поверью, в огне должны сгореть все беды прошлого года. Вокруг костра танцевали и водили хороводы, через них прыгали – чем выше прыгнешь, тем счастливее и урожайнее будет следующий год.

Август – месяц сбора урожая. В церкви совершалось богослужение, во время которого Господа благодарили за урожай и новый хлеб.

Когда весь хлеб сжат и убран, из последних стеблей делали «злаковую куклу» в форме человеческой фигурки или креста. Иногда роль такой куклы играл последний сноп, на который нередко надевали женское платье.

В праздник урожая церкви украшали соломенными снопами, фруктами и овощами, и проходила церковная служба, во время которой благодарили Господа за урожай. На эту службу в церковь часто приносили «злаковые куклы», прежде чем повесить их в амбаре.

Страницы: 1 2 3