Советское общество в годы застоя
Страница 3

К ведению предприятий отнесена сфера установления региональных связей, связей с поставщиками сырья и потребителями продукции. Из отчислений от прибыли предприятий создавали фонды развития производства и материального поощрения.

3.перестройка организационной структуры.

Усиление централизации управления экономикой – через отмену территориального принципа управления. Вместо ВСНХ и комитетов по отраслям воссозданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. https://buhgalter2ndfl.xyz можно купить трудовой договор.

Реализация хозяйственной реформы требовала затрат госбюджета, поэтому решения внедрялись постепенно: в январе 1966г. на систему хозрасчета перешли первые 43 завода и фабрики в 20 городах страны, а к концу 8 пятилетки таких предприятий было уже 90%.

Работа по-новому позволила успешно выполнить 8 пятилетний план, увеличить выпуск промышленной продукции на 50,5%; было возведено 1900 новых крупных промышленных объектов (в т.ч. Западно-Сибирский металлургический комбинат, Красноярская ГЭС).

Новая система хозяйствования внедрялась и в сельском хозяйстве. Совхозы перешли на полный хозрасчет, сами из своих средств покрывали все производственные затраты, создавали фонды. К концу восьмой пятилетки на новых условиях работало более 40% совхозов. В колхозах с мая 1966 г. вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам. Для обеспечения устойчивых темпов развития сельского хозяйства за счет государственного бюджета проводились работы по мелиорации земель, повышению их плодородия. Октябрьский (1968 г.) пленум ЦК принял меры по увеличению поставок машин и минеральных удобрений.

Однако вскоре среднегодовые темпы прироста национального дохода и темпы роста производительности труда снизились. Руководство страны объясняло это следующими причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов. Все эти факты действительно негативно сказывались на развитии экономики. Однако были и другие обстоятельства объясняющие неудачу реформ.

Реформа быстро развивалась вширь, а в качественном отношении стали проявляться недостатки и просчеты. Ряд мероприятий не обеспечены материальными ресурсами и соответствующей инфраструктурой. В условиях реформы действовала тенденция: опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производительности труда. Наблюдались перекосы в развитии самостоятельности, особенно в использовании фондов предприятия, в частности неконтролируемый рост заработной платы. С 1967 г. наблюдается свертывание реформы, которое объясняется как объективными (непродуманность и половинчатость принимаемых решений, бюрократизация хода реформы), так и субъективными (нежелательность возвышения Косыгина как потенциального харизматического лидера, отсутствие последовательных документов и решений) причинами. Свертывание особенно ускорилось после «пражской весны» 1968 г., когда попытки придать «второе дыхание» социализму с использованием рыночных механизмов вылились в Чехословакии в массовое движение за обновление общества и вызвали испуг у советского руководства.

Упор в промышленном развитии в 70-е годы был сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов. Руководство страны максимально использовало естественное преимущество СССР перед другими странами – колоссальные природные богатства. Расширение продажи нефти и газа в страны Запада давало валюту, на которую закупалось недостающее зерно, высокотехнологичное оборудование. Однако экстенсивное развитие экономики сдерживало развитие наукоемких отраслей.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов, не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг. Обострилась продовольственная проблема. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. Уже в 70-х гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7