Славянская община
Страница 4

Судебной системы как таковой у славян не было. Преступление считалось ”обидою”, а обиженный человек должен был сам разбираться с обидчиком. За убийство человека мстил его родич. Обычай кровной мести так укоренился, что даже стал почитаться как закон. Иначе и быть не могло в обществе, где княжеская власть ещё не укрепилась, где даже князь считался иноплеменником и был окружён такими же иноплеменниками – дружиной.

Наподобие того, как варяжская дружина со своим конунгом-князем составляла особое сообщество среди славян, и сами славяне имели такие союзы и общества. Они жили родами или общинами; в других случаях они сами устраивали дружины и торговые товарищества в городах. Каждый человек, принадлежавший к такому обществу, пользовался защитой рода, общины, дружины, но мало кто надеялся на князя, так как княжеская власть была ещё слаба.

Религия славян – язычество. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В представлении славян обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца – Дажьбога и бога Ветра – Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень “род” является основой многих русских слов (народ, родина, родник, урожай и т.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши – хозяйки рога изобилия и Леды – покровительницы весенней пробуждающей силы. С выделением семьи в культовой системе древних руссов значительной место занял семейный предок – домовой – охраняющий дом, его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Но все образы богов не получили у славян такой ясности, как в греческой мифологии. Внешний культ тоже был не очень развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов.

Подпись: 
Так Шлёцер скорее всего представлял славян. 
Славяне занимались торговлей, в основном - с Византией. Туда они везли мёд, шкуры и воск, обратно предметы роскоши, ткани, вино. Путешествовали купцы по торговому пути “Из варяг в греки”. Это - опасный и сложный путь, пролегающий по рекам и ведущий от Балтийского моря до Средиземного моря. "Повесть временных лет" так описывает его: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река". Весной в Киеве собирались большие торговые караваны из лодок, выдолбленных из стволов деревьев. Славяне называли такие лодки ладьями, а византийцы – моноксилами. Они вмещали несколько сот пудов груза и до 40-50 человек экипажа. К ладьям княжеским присоединялись ладьи княжеской дружины и купцов (“гостей”); весь караван охранялся княжеской стражей и вооружёнными охранниками гостей, ведь потеря товара для купца нередко означала потерю всего труда за год. Купцов-славян византийцы всегда встречали гостеприимно не столько из-за товаров, сколько из страха перед дружиной.

Заключение.

Из написанного выше следует, что община древних славян не была по уровню развития первобытной, как нам её описывает Шлёцер, но имела довольно развитую инфраструктуру, по мнению историка Забелина – противника Шлёцера. И действительно мы видим, что у славян была неплохо развитая религия, они вели торговые отношения с развитыми странами и имели большое количество городов, что тоже свидетельствует об этом. Хотя некоторые законы славян были более похожи на повадки дикарей, нежели на цивилизованный строй, если учесть, что у славян не было культурной базы, как у варваров, разграбивших Рим, то можно сказать, что они развивались гораздо быстрее остальных народов.

Страницы: 1 2 3 4 5