Адаптация молодых рабочих оборонных предприятий Западной Сибири к индустриальному труду и быту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
Страница 4

Ускорение темпов обучения рабочей молодежи способствовало изменению его целей и задач. 20 августа 1941 г. в газете «Советская Сибирь» вышла статья под названием «Готовить кадры темпами военного времени». Ее автор считал, что для сокращения сроков подготовки, ученики должны осваивать узкие производственные операции прямо у станка6. Данная установка получила распространение на многих предприятиях и в учебных заведениях гострудрезервов западносибирского тыла и привела к исключению из учебных программ преподавания теоретических дисциплин, необходимых для формирования технических знаний. Я заключил соглашение вот тут и уехал на обучение в Польшу.

Помимо вышеуказанных факторов, на ухудшение условий производственного обучения молодежи оказали влияние организационные мероприятия по введению в строй мощностей эвакуированных заводов. Осенью 1941 г. на предприятия, прибывшие в сибирский тыл из западных районов СССР, стали поступать учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО. В данный период РУ № 5 Кировского района Кемерова, не успев разработать учебные планы, направило на заводы города 1759 учащихся. Предприятия, занятые созданием собственной материально-технической базы, не могли эффективно организовать производственную подготовку молодежи, так как не имели ни площадей, ни оборудования, ни программ, необходимых для ее осуществления. Мастера не проводили занятия с учащимися РУ, использовали их в качестве подсобной рабочей силы на строительстве заводских корпусов, монтаже оборудования и т.д. В результате у подростков быстро падала мотивация к труду, дисциплина, что негативно отражалось на их адаптации к реалиям военно-промышленного производства.

Типичные проблемы возникали в первые месяцы войны и в ходе организации производственного обучения молодежи, поступавшей на оборонные предприятия по вольному найму или оргнабору. Эвакуированному в Новосибирск заводу № 208 до конца декабря 1941 г. не удавалось наладить подготовку рабочих кадров. Во время мероприятий по вводу предприятия в эксплуатацию ученики выполняли «черновую» работу. После их окончания заводское руководство не позаботилось о закреплении учеников за станками и квалифицированными рабочими, что привело к дезорганизации процесса профессиональной подготовки. Лишь с трудящимися цеха № 9 удалось заключить договора, согласно которым они обязались обучать молодежь навыкам индустриального труда. Постепенно эта практика стала распространяться на всем предприятии. К середине февраля 1942 г. в цехе № 7 курс индивидуально-бригадного обучения закончила первая группа молодых рабочих, имевших низкую квалификацию7.

Становление системы профессиональной подготовки в оборонной промышленности западносибирского тыла произошло в первом полугодии 1942 г. На заводах в качестве ее организационных форм использовались индивидуально-бригадное ученичество, стахановские школы, курсы техминимума. Поступавшие на предприятия подростки и молодые люди в течение первых двух недель проверялись на пригодность к выбранной ими специальности. Затем ученики по отдельности или группой прикреплялись к высококвалифицированным рабочим и мастерам, отвечавшим за их производственное обучение. В 1942 г. в Новосибирске на заводе № 590 токарь Иванов через индивидуально-бригадное ученичество подготовил 8 чел, Фомичев – 20, мастер Гололобов – 10, Овчинников – 15, Евреинов – 12, Ральцев – 4 чел. На томском заводе № 660 в это время мастера Чубукова, Милосердова, Широков обучили 17 чел. Стахановская школа мастера Роднова выпустила за 1942 г. 16 чел. Его ученики, получившие при сдачи техэкзамена 4 разряд, продолжали трудиться под руководством своего наставника и становились высококвалифицированными рабочими.

В начальный период войны под влиянием интенсивного притока на производство городских и сельских подростков, не имевших профессионального опыта, в составе молодого поколения трудящихся оборонных предприятий преобладали ученики. Осенью 1942 г. на заводе № 617 их доля среди молодых рабочих достигла 77%. В этот период производственное обучение закончили 999 чел, в том числе индивидуально-бригадным методом – 906 чел, в стахановских школах – 93 чел. Теоретическую подготовку получили 150 чел. К концу года общая численность обучавшихся составила 195 чел, в частности, в группах техминимума – 178 чел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10