Древние цивилизации
Страница 232

Статуэтка царицы

Древнеегипетская семья была моногамной. К женитьбе поэтому относились серьезно. Часто можно было услышать историю, как трудно найти женщину, верную своему мужу (об этом писал даже Геродот). Поэтому нередки предостережения вроде тех, что в Поучении Птахотепа:

Если дружбой дорожишь

Ты в дому, куда вступаешь

Как почтенный гость иль брат, –

Обходи с опаской женщин!

Не к добру сближенье с ними,

Раскусить их мудрено.

Тьмы людей пренебрегли

Ради них своею пользой.

Женских тел фаянс прохладный

Ослепляет, обольщает,

Чтобы тотчас превратиться

В пламенеющий сардоникс.

Обладанье ими – краткий сон.

Постиженье их – подобно смерти!

Однако многие продолжали стремиться к обладанию женщиной, несмотря на все страхи и предупреждения: от юных писцов, что несмотря на запреты увлекались «девками», до царей и фараонов, к услугам которых был гарем (ипет), т. е. все эти «красавицы дворца» и «любимицы царя». Разумеется, у фараона была жена – Великая царская супруга. Царица в Египте являлась воплощением сладостной богини Хатхор, дочери солнечного божества. В задачи царицы входило рождение наследника фараону, то есть обеспечение законной преемственности власти, а также служение царю и обществу в роли общественного символа высшей красоты (ну и «предмета любви»).

Рамсес III за игральным столом

Царица обладала немалой политической и религиозной властью. Об этих функциях «Первой среди женщин царя» мы уже частично сообщали. Однако зная мужскую природу, можно предположить, что даже исключительное положение царицы, ее роскошные дворцы, наряды и богатые украшения, а также громкие эпитеты, подобные словам «Единственное украшение царя», не делали ее единственной обладательницей тела фараона. У того был довольно внушительный гарем (хотя и не в турецком смысле). Это была своего рода семья, где глава‑мужчина имел несколько законных жен или «младших цариц».

Певицы и танцовщицы из гробницы в Фивах с одной из дам гарема

Впрочем, если те ему надоедали, к услугам были еще и наложницы (нефрут). Эти девы‑красавицы, услаждая фараона всеми доступными способами, обитали в царском гареме и теряли свой статус лишь с рождением первого ребенка. Их еще называли «Сладостными в любви». Младшие царицы и нефрут наполняли дворец «красотой, любовью, ароматом». В одной из сказок (папируса Весткар) говорится о том, как однажды мудрец Джаджаеманх посоветовал затосковавшему вдруг фараону пойти и развеяться: «…Пусть твое величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, (и) сердце твоего Величества освежится, когда ты будешь любоваться красивыми зарослями твоего озера, ты будешь любоваться полями, обрамляющими его, его красивыми берегами – и твое сердце освежится от этого»… Царь внял его совету и отдал приказание: «Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и (лоно) которых еще не было открыто родами». При последних словах он красноречиво и выразительно посмотрел на своих слуг. «И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды». Все было в точности исполнено. Потом женщин, вероятно, посадили на весла, и фараон отправился в любовное плавание. Девушки ублажали фараона песнями, игрой на музыкальных инструментах и танцами…

Вторая супруга Эхнатона – Кийа – в нубийском парике

В Египте была распространена и светская проституция, куда набирались отверженные и покинутые женщины, бродяжничавшие по стране и отдававшиеся каждому желающему. Подтверждением тому стала и папирусная находка в Египте (1891 г.), возвратившая нам изрядное количество стихотворений Геронда, из которых прежде были известны лишь скудные отрывки в виде случайных цитат. Как считают, Геронд жил в середине III века до н. э. и происходил с острова Кос. Его стихотворения, называвшиеся мимиамбами, написаны «хромающими» ямбическими триметрами. Они очень жизненны и реалистичны. Геронд описывал жизнь увлекательно и правдиво. Ряд живых сцен из его поэзии: изображение обольстительницы‑сводни; описание манер хозяина публичного дома, что по‑аттически ораторствует перед судом на Косе; образ учителя, поколачивающего бездельника‑ученика по просьбе матери; восхищающихся храмом Асклепия дам, приносящих ему жертвы; ревнивицы, которая карает и милует рабов, когда ей вздумается; взволнованные подруги, ведущие интимную беседу о том, как побыстрее достать олисбы (так называли искусственные пенисы); или картина посещения женщинами лавки лукавого сапожника Кедрона. Сценки повествуют о повседневной жизни обитателей древнего мира, показывая ее с разных сторон, причем очень реалистично.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326