Характерные особенности казачей и великорусской ментальности
Страница 2

В формировании менталитета казака особое место занимали идеи служения Родине, воинское начало, почитание старших. В Западной Сибири же это в первую очередь повышенное внимание к домашнему уюту, теплу, в общем, создание благополучного "домашнего очага".

Не менее важной особенностью кубанского казачества являлась гласность, под влиянием которой развивалась система судопроизводства. Ярким показателем ментальности была форма наказаний, в которых принимало участие все казачество. У народов же Западной Сибири личная погрешность оставалась делом совести.

Главными казачьими добродетелями в гражданской жизни была лояльность к обществу и умение поддерживать с его важнейшими членами нормальные отношения. Крайне важным считалось сохранение репутации. Ведь если она испорчена, то станичник терял возможность для активной социальной жизни. Ему, например, трудно было бы добиться избрания на какую либо должность. Ведь для этого нужно было пользоваться доверием схода. В суровых просторах Сибири не прослеживалось столь строго отношения к авторитету, и общественное слово отходило на второй план, выпуская вперёд личностное самосознание.

Жить в таких непредсказуемых условиях Сибири, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader's Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у северных россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами только 3%). В остальных частях России и Европе, в том числе и Кубани, среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Что касается исторической памяти, то здесь можно встретить разные свидетельства. С одной стороны, сибиряки довольно равнодушно относились к историческому прошлому России, да и современные события их особенно не интересовали. Причина заключалась в том, что сибирское население редко принимало участие в общей судьбе государства, сами события сюда доносились смутно и нередко вели к недоразумениям. Что касается же кубанского казачества, то на протяжении веков оно вело активную военную политику, несло службу Российскому государству и часто находилось в центре исторических событий, в связи со своим географическим положением. В ментальности кубанского казачества превалировали общероссийские интересы, что подтверждалось высоким патриотизмом казаков. Казачество рассматривало защиту России как основную, святую обязанность.

Но не только различия имеются у этих двух, не первый взгляд, совсем разных территорий - солнечной Кубани и морозной Сибири. Существует и ряд общих закономерностей.

Так, на менталитет сибиряков и кубанского казачества большое влияние оказало православие. Природное спокойствие, добродушие и великодушие удивительным образом совпали с догмами православной христианской морали. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в россиянах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. А.И. Герцен писал: "Каждый россиянин сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением".

На фоне общностей кубанских казаков и сибиряков выделяется Западносибирский г. Сургут, жители которого - бывшие казаки, после 1881 г. приписанные к мещанам, - вели свою родословную непосредственно от казаков, пришедших в Сибирь и завоевавших ее вместе с Ермаком. Вообще Сургут выделялся из сибирских городов тем, что в среде бывших казаков была сильна "корпоративная" память. Например, когда в 1878 г. в Березовский и Сургутский округа был командирован чиновник для выяснения, к какому сословию хотели бы быть причислены казаки после упразднения казачьих команд в этих городах, Березовские казаки ответили, что, несмотря на то, что хотели бы навсегда остаться казаками, они покорятся воле правительства. Сургутяне же ответили, что "они своего казачества ни на какое другое звание не променяют, что они родились казаками, казаками и умрут". И уже после перевода их в разряд мещан они еще некоторое время подписывались казаками. К сожалению, в данное время сибирское казачество утратило своё прежнее положение.

Страницы: 1 2 3