Мифология древних славян
Страница 7

Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Почему же всё древнейшее пользовалось таким почётом, да и в наши дни ещё пользуется? Дело в том, что всем наиболее древним обычаям, приёмам и ухваткам, как считалось, праотцы и праматери ныне живущих людей научились непосредственно у Богов. Вспомним кузнечные клещи и плуг, "упавшие с небес", или "первые" законы! Соответственно, весь последующий технический и социальный прогресс был отчасти искажением прадедовской "божественной" мудрости, выше которой, по мнению древних людей, ничего не могло быть. Металлические бочки крышка хомут красноярск.

Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Зажиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнём: таким образом, каждый год миру даётся шанс возродиться, сделаться добрее и лучше. Отметим попутно, что начало нового года на Руси неоднократно переносилось, его праздновали то в марте, то в сентябре, но одним из древнейших ученые всё же признают Новый год, справляемый в дни зимнего солнцеворота, 22-23 декабря.

С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь — самое первое пламя любви . По другой из легенд Перун и Огонь соревновались в меткости, и в момент, когда пламя и молния, ударили в одну точку. неожиданно для самих Богов появились первые люди.

И это далеко не всё, что можно сказать об Огне. Ярких примеров современных традиций, пришедших к нам их глубокой древности великое множество.

Это основные боги которые я смогла отметить, но в месте с ними можно выделить тёмных богов. Их показал в своих гравюрах А. Н. Фанталов

Чернобог.

В своём развитии славяне заимствовали у персов дуалистическую систему. Доброе, созидательное начало символизировал Белобог (Даждьбог); злое, разрушительное – Чернобог, окруженный навьями (духами умерших). В данном изображении Чернобог имеет общие черты с Велесом, богом охоты и загробного мира в славянской мифологии.

Вий.

Вий, по-видимому, в мифах был первоначально судьей загробного мира, "владычествующим над преисподними странами, где среди кипящего моря зол стоял его престол", Его идолу, выкованному из железа, "жертвовали не только кровию животных, но и человеческою, особенно же во время каких-либо общественных злоключений" (Г.А. Глинка).

Смертоносный взгляд Вия был скрыт огромными веками (вейки – ресницы), которые поднимали вилами его помощники. Слепота – характерная черта обитателей загробного мира (например, Баба Яга), которые не в состоянии увидеть живого человека и нуждаются для этого в специальном шамане. Стрибог считался у славян богом ветра.

Легенда об огненном змее.

Огненный змей в славянских легендах летучий дух, олицетворяющий падающую звезду, метеор, молнию. "Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водой, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев. Пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи". (А.Н. Афанасьев).

Велес.

С идентификацией славянского Бога Земных Сил не возникает проблемы, ибо восточнославянский Велес (Волос) чрезвычайно близок балтскому Велсу (Велнясу). Он пользовался популярностью и считался богом “всей Руси” в противовес Перуну – покровителю княжеской дружины. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса на Подоле, в нижней части города. В древнерусских источниках Велес выступает как бог скота и богатства. “Слово о полку Игореве” называет легендарного песнопевца Бояна (возможно, жившего при дворе Ярослава Мудрого) “Велесовым внуком”, что отражает связь Бога Земных Сил с обрядовыми и, в генезисе – жреческими функциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8