Мифология древних славян
Страница 7

Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Почему же всё древнейшее пользовалось таким почётом, да и в наши дни ещё пользуется? Дело в том, что всем наиболее древним обычаям, приёмам и ухваткам, как считалось, праотцы и праматери ныне живущих людей научились непосредственно у Богов. Вспомним кузнечные клещи и плуг, "упавшие с небес", или "первые" законы! Соответственно, весь последующий технический и социальный прогресс был отчасти искажением прадедовской "божественной" мудрости, выше которой, по мнению древних людей, ничего не могло быть.

Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Зажиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнём: таким образом, каждый год миру даётся шанс возродиться, сделаться добрее и лучше. Отметим попутно, что начало нового года на Руси неоднократно переносилось, его праздновали то в марте, то в сентябре, но одним из древнейших ученые всё же признают Новый год, справляемый в дни зимнего солнцеворота, 22-23 декабря.

С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь — самое первое пламя любви . По другой из легенд Перун и Огонь соревновались в меткости, и в момент, когда пламя и молния, ударили в одну точку. неожиданно для самих Богов появились первые люди.

И это далеко не всё, что можно сказать об Огне. Ярких примеров современных традиций, пришедших к нам их глубокой древности великое множество.

Это основные боги которые я смогла отметить, но в месте с ними можно выделить тёмных богов. Их показал в своих гравюрах А. Н. Фанталов

Чернобог.

В своём развитии славяне заимствовали у персов дуалистическую систему. Доброе, созидательное начало символизировал Белобог (Даждьбог); злое, разрушительное – Чернобог, окруженный навьями (духами умерших). В данном изображении Чернобог имеет общие черты с Велесом, богом охоты и загробного мира в славянской мифологии.

Вий.

Вий, по-видимому, в мифах был первоначально судьей загробного мира, "владычествующим над преисподними странами, где среди кипящего моря зол стоял его престол", Его идолу, выкованному из железа, "жертвовали не только кровию животных, но и человеческою, особенно же во время каких-либо общественных злоключений" (Г.А. Глинка).

Смертоносный взгляд Вия был скрыт огромными веками (вейки – ресницы), которые поднимали вилами его помощники. Слепота – характерная черта обитателей загробного мира (например, Баба Яга), которые не в состоянии увидеть живого человека и нуждаются для этого в специальном шамане. Стрибог считался у славян богом ветра.

Легенда об огненном змее.

Огненный змей в славянских легендах летучий дух, олицетворяющий падающую звезду, метеор, молнию. "Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водой, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев. Пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи". (А.Н. Афанасьев).

Велес.

С идентификацией славянского Бога Земных Сил не возникает проблемы, ибо восточнославянский Велес (Волос) чрезвычайно близок балтскому Велсу (Велнясу). Он пользовался популярностью и считался богом “всей Руси” в противовес Перуну – покровителю княжеской дружины. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса на Подоле, в нижней части города. В древнерусских источниках Велес выступает как бог скота и богатства. “Слово о полку Игореве” называет легендарного песнопевца Бояна (возможно, жившего при дворе Ярослава Мудрого) “Велесовым внуком”, что отражает связь Бога Земных Сил с обрядовыми и, в генезисе – жреческими функциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8