Эволюция избирательной системы России: взгляд через столетия
Страница 1

Введение

Избирательный процесс представляет собой сложное и многоплановое явление. Ошибочно было бы сводить его к формальной процедуре формирования органов публичной власти. Полным и точным представляется определение, согласно которому институт выборов и разнообразие его функций следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан. В настоящий момент ситуация в системе избирательного законодательства приводит многочисленный электорат в тревожное смятение. Многие аналитики предупреждают о неизбежности повторного возвращения к установлению режима однопартийной политической системы. В этой связи весьма актуальна проблема эволюции избирательной системы, её совершенствование и перспективы развития.

Исторически сложилось так, что порядок проведения выборов в значительной мере определял основные направления развития всей системы российского избирательного законодательства, содержание основных институтов и процедур избирательного права, применяемых при проведении выборов всех уровней. В этой связи анализ законодательства о выборах в государственные органы и практики его применения является ключевым моментом для оценки состояния избирательного законодательства Российской Федерации. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдум — высшее непосредственное выражение народной власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права. Законодательство, защищающее права избирателей, совершенствуется на протяжении последних десяти лет. Ведется мониторинг правоприменительной практики. Однако действенность правовых механизмов, регулирующих избирательные отношения, во многом зависит от того, в какой степени само общество заинтересовано в отстаивании демократических выборов как высшей политической ценности, соблюдения и защиты принципа свободного волеизъявления граждан.

Избирательная система изменялась постоянно, на протяжении ряда лет. Эти изменения являлись логическим продолжением политического развития страны. Какова власть, такова и мера свободы, т. к. выборы – это волеизъявление народа, его свободный выбор пути развития.

А присуща ли свобода выбора русскому человеку? Заложена ли она в его сознании?

Занимаясь изучением проблемы, я обращалась к источникам российского законодательства, статьям правовых журналов, газет. Анализируя эту информацию, я пришла к определенным выводам по изученной проблеме, постараюсь их осветить в своем исследовании.

I. История становления избирательной системы России

1.1. Особенности развития избирательного процесса в России

Выборы и избирательная система в России имеют достаточно давнюю (считая с Новгородской феодальной республики и земских соборов ХVI - XVII вв.), но прерывистую историю (с длительными, эпохальными интервалами, связанными с деспотическими формами государственного правления). В том или ином виде выборы в России проводились еще в Х веке (выборы части членов Боярской думы, формирование церковных Поместных соборов, выборы царя в 1613 г., выборы органов земского и городского самоуправления в XIX в. и т.д.), но они не имели общегосударственного значения и не были направлены на формирование представительных органов государственной власти. В начале ХХ столетия мощный подъем демократического движения (первая русская революция) привел к закону о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, утвердивший куриальную систему, трудно, однако, назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным социальным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г. За весь период своего существования (1906—1917) Государственная дума избиралась четыре раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были значительно ограничены. В советскую эпоху с переходом к однопартийной системе, а затем ликвидацией внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы без выбора». Лишь в конце 1980-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. на выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989г., часть мест (750 из 2250) была уже зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому, сколько мест, что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя, отвергли такой порядок как антидемократический.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7