Развитие культуры в петровскую эпоху. Новшества в быту
Страница 4

Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.

Список использованной литературы.

Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история.

Энциклопедия для детей. История России. От дворцовых

переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+.

В правление Петра I отсталая страна совершила огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его водительством они навеки прославили русское оружие.

Реформа в области культуры.

Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, "европеизация" в быту и направлении развития культуры.

Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъёма общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей; владевших техническими знаниями. Всё это вызвало расширение учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

Первая светская школа, послужившая основой для Морской академии в Петербурге, была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне - "Школа математицких и навигацких наук". Вслед за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греческо-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил "Букварь ". В 1703 году вышла знаменитая "Арифметика " Леонтия Магницкого.

С 1703 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости", публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.

Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 году Петербургской Академии наук.

Светским содержанием наполняется театральное искусство. В 1702 году в Москве был открыт общедоступный публичный театр.

С первой четверти XVIII века преобладает гражданское строительство. Облик города определяет уже не культовая архитектура, появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно-просветительного назначения.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

Новшества в быту.

Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. 4 января 1700 года издан указ о запрещении носить длиннополое платье. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. В 1705 году последовал указ, вводивший налог на право носить бороду.

Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением. При заключении брака главными действующими лицами стали жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 года вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака: жених должен был быть непременно грамотным. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались постановления о правилах воспитания и поведения детей.

Страницы: 1 2 3 4 5