Бразилия (экономика и история)
Страница 1

­Доко­ло­ни­за­ци­он­ный пери­од

К на­ча­лу пор­ту­галь­ской ко­ло­ни­за­ции (XVI в.) на тер­ри­то­рии Бра­зи­лии про­жи­ва­ли мно­го­чис­лен­ные ин­дей­ские пле­ме­на, от­ли­чав­шие­ся друг от дру­га ти­пом хо­зяй­ст­ва, со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ци­ей, язы­ком, тра­ди­ция­ми. Круп­ней­шие из них от­но­си­лись к язы­ко­вым семь­ям ту­пи, ка­риб­ской, ара­вак­ской, же и др. Из ин­дей­цев, го­во­рив­ших на язы­ке ту­пи, наи­бо­лее круп­ной бы­ла груп­па пле­мен ту­пи­нам­ба. В XVI в. они рас­се­ля­лись по по­бе­ре­жью Бра­зи­лии от Ка­на­не на юге шта­та Сан-Пау­ло до устья Ама­зон­ки на се­ве­ре. Это бы­ли од­ни из наи­бо­лее раз­ви­тых пле­мен Бра­зи­лии. Они ока­за­ли за­мет­ное воз­дей­ст­вие на куль­тур­ное раз­ви­тие мно­гих ин­дей­ских пле­мен. Они пер­вы­ми всту­пи­ли в кон­такт с пор­ту­галь­ски­ми ко­ло­ни­за­то­ра­ми, ко­то­рые за­им­ст­во­ва­ли мно­гие их дос­ти­же­ния в куль­ту­ре. Со вре­ме­нем ряд куль­тур­ных тра­ди­ций ин­дей­цев ту­пи­нам­ба стал со­став­ной ча­стью об­ще­на­цио­наль­ной бра­зиль­ской куль­ту­ры.

Ара­ва­ки наи­бо­лее ком­пакт­ной груп­пой раз­ме­ща­лись на се­ве­ро-за­пад­ных при­то­ках Ама­зон­ки: Риу-Не­гру, Жа­пу­ра, Пу­ту­майо. Ка­ри­бы рас­по­ла­га­лись к се­ве­ру от Ама­зон­ки и к вос­то­ку от Риу-Не­гру. Ин­дей­цы ту­пи-гуа­ра­ни жи­ли к югу от Риу-Не­гру. Пле­ме­на се­мьи же оби­та­ли в бас­сей­не То­кан­тинс-Шин­гу на се­ве­ре стра­ны и в до­ли­нах рек Тие­те и Уруг­вай на юге; мбайя-гу­ай­ку­ру - в бас­сей­не р. Па­ра­гвай на за­па­де Бра­зи­лии; па­но - на при­то­ках Ама­зон­ки. В хо­зяй­ст­ве и куль­ту­ре этих ин­дей­ских пле­мен бы­ло мно­го об­щих черт, так как они вхо­ди­ли в со­став еди­ной ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ской об­лас­ти ин­дей­цев тро­пи­че­ских ле­сов. Зна­чи­тель­но мень­шая часть ин­дей­цев жи­ла в са­ван­нах глав­ным об­ра­зом се­ве­ро-вос­то­ка и юго-за­па­да Бра­зи­лии.

Под­сеч­но-пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие в со­че­та­нии с ры­бо­лов­ст­вом, охо­той и со­би­ра­тель­ст­вом бы­ло ос­нов­ным за­ня­ти­ем боль­шин­ст­ва ин­дей­цев Бра­зи­лии. Они вы­ра­щи­ва­ли ма­нио­ку, ма­ис, кар­то­фель, ты­к­ву, ба­та­ты, бо­бы. Наи­бо­лее от­ста­лые ин­дей­ские пле­ме­на бы­ли бро­дя­чи­ми охот­ни­ка­ми и со­би­ра­те­ля­ми.

Ин­дей­ские пле­ме­на име­ли ро­до­вую ор­га­ни­за­цию (ма­те­рин­скую или от­цов­скую) или ее пе­ре­жит­ки. К при­хо­ду пор­ту­галь­ских ко­ло­ни­за­то­ров в 1500 г. ма­те­рин­ский род про­дол­жал су­ще­ст­во­вать лишь у не­мно­гих пле­мен. Ос­нов­ная мас­са ин­дей­цев де­ли­лась на об­щи­ны, ха­рак­тер ко­то­рых был пе­ре­ход­ным от ро­до­вых к со­сед­ским. Зем­ля, охот­ни­чьи и ры­бо­лов­ные уго­дья бы­ли кол­лек­тив­ной соб­ст­вен­но­стью об­щи­ны. Зем­ли, при­год­ные для по­се­ва, рас­пре­де­ля­лись со­ве­том об­щи­ны и ста­рей­ши­на­ми ме­ж­ду ма­лы­ми семь­я­ми. Раз­ме­ры уча­ст­ков за­ви­се­ли от ка­че­ст­ва по­лу­чае­мой зем­ли и чис­лен­но­сти се­мьи. По­лу­чен­ный уча­сток не ста­но­вил­ся соб­ст­вен­но­стью ма­лой се­мьи, а лишь на­хо­дил­ся в ее вре­мен­ном поль­зо­ва­нии. По­треб­ле­ние так­же но­си­ло кол­лек­тив­ный ха­рак­тер. В соб­ст­вен­но­сти об­щи­ны на­хо­ди­лись все наи­бо­лее цен­ные пред­ме­ты и со­ору­же­ния: ры­бо­лов­ные сна­сти, охот­ни­чьи при­спо­соб­ле­ния и т. д. К лич­ной же соб­ст­вен­но­сти чле­нов об­щи­ны от­но­си­лись оп­ре­де­лен­ные ви­ды ин­ст­ру­мен­тов, ору­жия, га­ма­ки, ук­ра­ше­ния.

В XVI в. у боль­шин­ст­ва ин­дей­ских пле­мен де­рев­ни со­стоя­ли из не­сколь­ких боль­ших об­щин­ных до­мов, в ка­ж­дом из ко­то­рых про­жи­ва­ло от 15 до 70 се­мей, свя­зан­ных род­ст­вен­ны­ми уза­ми. Во гла­ве та­ко­го об­щин­но­го до­ма сто­ял ста­рей­ший муж­чи­на, под­чи­няв­ший­ся вы­бор­но­му во­ж­дю де­рев­ни. За­па­сы пи­щи, до­маш­няя ут­варь и т. д. бы­ли кол­лек­тив­ной соб­ст­вен­но­стью чле­нов до­мо­вой об­щи­ны.

Ин­дей­цы оду­шев­ля­ли ок­ру­жаю­щую их при­ро­ду, т. е. ос­но­вой их ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния был ани­мизм. Они счи­та­ли, что ду­ши умер­ших мо­гут пе­ре­се­лять­ся в жи­вот­ных. Что­бы ог­ра­дить ре­бен­ка от влия­ния злых сил, ему обыч­но да­ва­ли два име­ни, од­но из ко­то­рых обо­зна­ча­ло жи­вот­но­го, на ко­то­ро­го ре­бе­нок по­хо­дил ка­ки­ми-то чер­та­ми ли­ца или по­вад­ка­ми. В честь жи­вот­ных-по­кро­ви­те­лей в оп­ре­де­лен­ные дни уст­раи­ва­лись тан­цы-за­кли­на­ния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14