История Монголии
Страница 10

Про­мыш­лен­ность. Зна­чи­тель­ное чис­ло пред­при­ятий об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти со­сре­до­то­че­но в Улан-Ба­то­ре, а в го­ро­де Дар­хан к се­ве­ру от сто­ли­цы рас­по­ло­жен уг­ле­до­бы­ваю­щий, чу­гу­но­ли­тей­ный и ста­ле­пла­виль­ный ком­плекс. Пер­во­на­чаль­но в ос­но­ве ме­ст­ной про­мыш­лен­но­сти ле­жа­ла поч­ти ис­клю­чи­тель­но пе­ре­ра­бот­ка жи­вот­но­вод­че­ско­го сы­рья, и глав­ны­ми ви­да­ми вы­пус­кае­мой про­дук­ции бы­ли шер­стя­ные тка­ни, вой­лок, из­де­лия из ко­жи, пи­ще­вые про­дук­ты. Мно­же­ст­во но­вых про­мыш­лен­ных пред­при­ятий поя­ви­лось в Мон­го­лии по­сле окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны – осо­бен­но в 1950-е го­ды и на­ча­ле 1960-х го­дов, ко­гда стра­на по­лу­ча­ла зна­чи­тель­ную фи­нан­со­вую по­мощь от Со­вет­ско­го Сою­за и Ки­тая. В 1980-е го­ды ме­ст­ная про­мыш­лен­ность обес­пе­чи­ва­ла при­мер­но 1/3 на­цио­наль­но­го про­дук­та Мон­го­лии, то­гда как в 1940 – лишь 17%. По­сле окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны в об­щем объ­е­ме про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва су­ще­ст­вен­но воз­рос­ла до­ля тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти. Го­ро­дов с пред­при­ятия­ми об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния на­счи­ты­ва­ет­ся свы­ше двух де­сят­ков: кро­ме уже на­зван­ных Улан-Ба­то­ра и Дар­ха­на, са­мые круп­ные – Эр­дэ­нэт, Су­хэ-Ба­тор, Ба­га­нур, Чой­бал­сан. Мон­го­лия про­из­во­дит бо­лее ты­ся­чи на­име­но­ва­ний про­мыш­лен­ных и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных про­дук­тов, боль­шая часть ко­то­рых по­треб­ля­ет­ся внут­ри стра­ны, на экс­порт идут ме­ха, шерсть, ко­жа, ко­жа­ные и ме­хо­вые из­де­лия, скот и про­дук­ты жи­вот­но­вод­ст­ва, фос­фо­ри­ты, флюо­ри­ты, мо­либ­де­но­вая ру­да.

Транс­порт. Лишь в се­ре­ди­не 20 в. из Улан-Ба­то­ра в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные цен­тры ай­ма­ков бы­ли про­ло­же­ны ав­то­до­ро­ги (боль­шей ча­стью грун­то­вые). Стра­те­ги­че­ская трас­са На­уш­ки – Улан-Ба­тор (400 км) ста­ла пер­вой гуд­ро­ни­ро­ван­ной до­ро­гой Мон­го­лии. В 1949 за­вер­ши­лось строи­тель­ст­во от­рез­ка же­лез­ной до­ро­ги, свя­зав­ше­го Улан-Ба­тор с Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­лью на тер­ри­то­рии Со­вет­ско­го Сою­за. Позд­нее вет­ка бы­ла про­дол­же­на даль­ше на юг, а в 1956 она со­еди­ни­лась с же­лез­но­до­рож­ной се­тью Ки­тая. Хо­тя про­хо­дя­щая по мон­голь­ской зем­ле же­лез­ная до­ро­га слу­жи­ла в ос­нов­ном для транс­пор­ти­ров­ки гру­зов ме­ж­ду Ки­та­ем и Со­вет­ским Сою­зом, эта ма­ги­ст­раль в не­ма­лой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ла эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию са­мой Мон­го­лии. В кон­це 1980-х го­дов поч­ти 3/4 гру­зо­вых пе­ре­во­зок в стра­не осу­ще­ст­в­ля­лось с по­мо­щью же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та.

Воз­душ­ные трас­сы свя­зы­ва­ют Мон­го­лию с Рос­си­ей, Ки­та­ем, Вьет­на­мом, Япо­ни­ей. Соб­ст­вен­ный са­мо­лет­ный парк Мон­го­лии не­ве­лик, и даль­ние авиа­мар­шру­ты об­слу­жи­ва­ют са­мо­ле­ты дру­гих стран. Соб­ст­вен­ная авиа­ция Мон­го­лии име­ет ре­гу­ляр­ную авиа­связь со все­ми ай­ма­ка­ми стра­ны.

Тор­гов­ля. До 1991 бо­лее 90% внеш­ней тор­гов­ли Мон­го­лии при­хо­ди­лось на до­лю ос­таль­ных стран со­циа­ли­сти­че­ско­го со­дру­же­ст­ва, пре­ж­де все­го Со­вет­ско­го Сою­за. Ве­ду­щим тор­го­вым парт­не­ром Мон­го­лии сре­ди ка­пи­та­ли­сти­че­ских стран яв­ля­лась Япо­ния. Се­го­дня ос­нов­ны­ми стать­я­ми мон­голь­ско­го экс­пор­та яв­ля­ют­ся се­го­дня ми­не­ра­лы и ме­тал­ли­че­ские ру­ды, а так­же про­дук­ты жи­вот­но­вод­ст­ва. В стра­ну вво­зят­ся в ос­нов­ном ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, неф­те­про­дук­ты, по­тре­би­тель­ские то­ва­ры. Де­неж­ная еди­ни­ца Мон­го­лии – туг­рик, а раз­мен­ная мо­не­та име­ну­ет­ся мун­гу (в 1 туг­ри­ке 100 мун­гу).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10