Колосс Родосский - бронзовое чудо света
Страница 2

Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли.

Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.

Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным, на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес.

Первоначально колоссом (от греч. kolossos - "статуя") называлась любая статуя, но со времен создания Колосса Родосского колоссами стали называть статуи или сооружения огромных размеров. В качестве одного из Семи чудес света Колосс Родосский был впервые упомянут древнегреческим автором Филоном Византийским.

Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.

4.Местоположения "Родосского Чуда"

Относительно местоположения "родосского чуда" выдвинуты две основные гипотезы. Согласно первой, классической, теории, статуя должна стоять на берегу моря, в гавани. В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, в 18 километрах от полуострова Малая Азия расположен остров Родос – один из центров эгейской культуры. До наших дней сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Среди них, например, остатки храма Афродиты (III в. до н.э.). В III-I веках до нашей эры сформировалась родосская школа скульптуры. Выдающимся произведениям этой школы является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский. Это одно из 7 чудес света было воздвигнуто в 292-280 годах до нашей эры в память об успешной обороне острова. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Статуя выглядит так величественно и убедительно, что другие варианты, казалось бы, и не нужны. Однако этой гипотезе не хватает самого главного - исторического обоснования. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое размещение прославленной статуи. Оценка технических трудностей, которые неизбежно возникли бы при установке статуи над входом в гавань, тоже не дает никаких оснований считать эту версию сколько-нибудь реалистичной.

Авторы второй гипотезы исходят не из инженерных расчетов, а из того, что Колосс представлял собой бога Гелиоса, значит, его место скорее всего находилось возле одноименного храма. Главный храм бога-покровителя, по всей вероятности, стоял в центре города. На первый взгляд, предположение кажется логичным и ясным, но при этом не учитывается одно обстоятельство - размеры статуи. Чтобы люди могли разглядеть своего 35-метрового Гелиоса (высотой с 10-этажный дом), необходимо было оставить посреди города пустое незастроенное пространство. Археологические раскопки не подтверждают столь своеобразную планировку города.

Основными источниками фактических данных о бронзовом легендарном великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения. Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове.

Страницы: 1 2 3 4