Русская культура девятнадцатого века
Страница 3

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкин не только основатель русского реализма, но вместе с Н.М. Карамзиным ему принадлежат значительные заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская литература вступала в свой «золотой век». http://1x-zerkalo24.ru/ 1хбет рабочее зеркало.

Вторая половина 19 в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

4. Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями – классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получают развитие в жанровой живописи ученика Брюллова П.А. Федотова.

В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

5. Архитектура. Скульптура.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в Москве, сооружённому по проекту И.П. Мартоса, Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б.И. Орловского. Всемирную известность принесла П.К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического подъёма, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма или русского ампира. Однако в 30-50 гг. в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика». Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринского театра с улицей Зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) – в Петербурге, О.И. Бове (Манеж и Большой театр) – в Москве. Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его К.А. Тон, по проектам которого построены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец – в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Страницы: 1 2 3 4 5