Государственное устройство Древней Руси
Страница 1

Относительно единое государственное образование под названием Русь у восточных славян возникло в IX-X вв. Сначала сформировались два протогосударственных объединения восточнославянских племен – вокруг Киева на юге и вокруг Новгорода на севере. Однако в конце IX в. новгородский князь Олег (впоследствии прозванный Вещим, годы княжения – 879-882 в Новгороде, 882-912 в Киеве) завоевал Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. С этого времени начинается история единого русского государства с центром в Киеве. Плитка для кухни под кирпич керамическая плитка под кирпич для кухни браер.бел.

Вопрос о происхождении русского государства до сих пор является спорным. Сторонники Норманнской теории утверждают, что «государство» славянам подарили варяги, приглашенные в Новгород в середине IX века. Авторами этой теории, разработанной еще в XVIII в., были историки Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Противники этой теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) тогда же начали доказывать, что «государство» у славян возникло самостоятельно и ничего нового варяги славянам не принесли.

Во главе государства стоял Киевский князь, звавшийся Великим князем. Его родственники по мужской линии (братья, племянники и т.д.) были просто князьями. Они были рассажены по главным городам Руси и именовались по названиям этих городов (Владимирский князь, Черниговский князь и т.д.). В менее значимые города были рассажены бояре-посадники, выходцы из старшей дружины и местной родовой знати. Если до конца X века Киевский князь был как бы первым среди равных, то с начала XI века это был уже полновластный правитель государства.

Решать государственные дела Великому князю помогала Дружина. Она делилась на Старшую, куда входили «княжие мужи», наиболее близкие к князю дружинники, и Молодшую, куда входили «отроки», не принимавшие участия в принятии государственных решений. У каждого из князей также была своя дружина. При этом стоит обратить внимание на то, что дружинники обладали относительной свободой и достаточно легко, по свидетельству С.М. Соловьева, могли переходить от одного князя к другому. Старшие дружинники, наряду с представителями родоплеменной знати, входили в состав княжеской думы. В городах при решении особо важных государственных дел также собиралось вече, народное собрание. При этом на севере страны (Новгородская земля) решение веча имело нередко большую силу, чем решение боярина-посадника или князя.

Окончательно структура славянского государства оформилась при князе Владимире (получившем впоследствии прозвище Красно Солнышко, годы княжения – 980-1015). Он рассадил своих сыновей в девяти крупнейших городах Руси. При этом окраинные финноязычные и балтоязычные племена были обложены данью. Согласно установленной системе престолонаследия, Киевский трон (стол) занимал самый старший по мужской линии Рюрикович – чаще всего, старший сын или младший брат умершего Великого князя.

Важным шагом в становлении княжеского единовластия было принятие на Руси Христианства в 988-990 гг. Будучи монотеистической религией (религией с одним богом), оно способствовало укреплению власти Великого князя.

До середины XI в. большая часть пахотных и пастбищных земель принадлежала свободным крестьянским общинам, которые ежегодно выплачивали сначала полюдье киевскому князю (Великий князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал все славянские племена в течение нескольких месяцев), а затем натуральный налог местным князьям, которые переправляли определенную часть сборов в Киев. Только с середины XI в. в летописях начинает упоминаться боярское землевладение – вотчины. Вотчинами, как правило, владели бояре, потомки «княжих мужей» (старших дружинников) и местной племенной знати (родственники вождей).

Изначально ядром военной организации в Древнерусском государстве была княжеская дружина, решавшая боевые задачи, как внутри государства (по подчинению славянских племен и сбору дани), так и за его пределами (походы русских князей (Олега, 907; Святослава, 970-971) на Византию). На помощь дружине, в случае необходимости, князья собирали полк (народное ополчение), как правило из посадского мужского населения своих городов и близ лежащих деревень. Вои (воины, входившие в полк), в отличие от дружинников, имели легкое вооружение и передвигались пешком.

Страницы: 1 2