Большое значение для теоретического решения проблемы генезиса феодализма в Западной Европе имели работы А. И. Неусыхина (1898—1969). В книге «Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI— VIII вв.» (1956) он проследил на обширном материале источников, в частности «варварских правд», процесс превращения свободных общинников в зависимых крестьян у разных германских народов в период раннего средневековья. Выявив общее и особенное в ходе это-го процесса у разных народов, он вместе с тем убедительно показал, что исходным моментом у всех была свободная община. Экономическую основу феодализации общества А. И. Неусыхин справедливо видит в последующем разложении общины, большой семьи, в появлении индивидуальной земельной собственности отдельных общинников. Затем происходила утеря большинством их этой собственности в пользу растущего класса крупных землевладельцев. Следствием именно этих сдвигов в отношениях собственности было превращение значительной части мелких свободных собственников — членов свободных общин — в держателей крупных землевладельцев. В другой своей работе «Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII— XII вв.» (1969) А. И. Неусыхин главным образом на материале картуляриев выяснил особенности процесса феодализации в Германии: его замедленность, длительное сохранение там в период становления вотчины свободной общины-марки, а также подверг убедительной критике теорию «королевской свободы» Т. Майера.
Начало разложения цехового строя
В XIV—XV вв. роль
цехов во многом изменилась. Их консерватизм и рутинность, стремление сохранить
и увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать
техническим ус ...
Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов
Во второй половине
XII в. над Италией нависла угроза германского порабощения.
Германские феодалы
во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии
формальную принадлежность ч ...
Крушение церковной политики германских императоров
В борьбе за
инвеституру папство нашло опору в Клюнийском движении.
Возникшее внутри
церкви еще в X в. и получившее имя от названия монастыря Клюни во Французской
Бургундии, где оно началось, это дв ...