Большое значение для теоретического решения проблемы генезиса феодализма в Западной Европе имели работы А. И. Неусыхина (1898—1969). В книге «Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI— VIII вв.» (1956) он проследил на обширном материале источников, в частности «варварских правд», процесс превращения свободных общинников в зависимых крестьян у разных германских народов в период раннего средневековья. Выявив общее и особенное в ходе это-го процесса у разных народов, он вместе с тем убедительно показал, что исходным моментом у всех была свободная община. Экономическую основу феодализации общества А. И. Неусыхин справедливо видит в последующем разложении общины, большой семьи, в появлении индивидуальной земельной собственности отдельных общинников. Затем происходила утеря большинством их этой собственности в пользу растущего класса крупных землевладельцев. Следствием именно этих сдвигов в отношениях собственности было превращение значительной части мелких свободных собственников — членов свободных общин — в держателей крупных землевладельцев. В другой своей работе «Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII— XII вв.» (1969) А. И. Неусыхин главным образом на материале картуляриев выяснил особенности процесса феодализации в Германии: его замедленность, длительное сохранение там в период становления вотчины свободной общины-марки, а также подверг убедительной критике теорию «королевской свободы» Т. Майера.
Рост ренты деньгами и продуктами
В IX—XII вв. широко
была распространена отработочная рента, но неуклонно росла рента деньгами и
продуктами. Когда государство передавало феодалу в качестве привилегии право на
сбор в его поль ...
Раскрытие сущности феодализма
Центральной
проблемой истории раннего и классического средневековья с точки зрения
исторического материализма является раскрытие сущности феодализма как способа
производства, составляющего фундамен ...
Династия Бурбонов
Хотя Генрих Наваррский теперь обладал военным превосходством и получил поддержку группы умеренных католиков, он вернулся в Париж только после отречения от протестантской веры и был коронован в Шарт ...