Важное теоретическое значение имеет для рассматриваемой проблемы работа С. Д. Сказкина (1890—1973) «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века» (1968). В острой полемике с буржуазной медиевистикой С. Д. Сказкин отстоял тезис о господстве общинного строя у германских народов до их столкновения с Римской империей и о живучести общины-марки как последней формы общинной организации во многих странах Западной Европы в период генезиса феодализма и даже при развитом феодализме. Главным фактором феодализации С. Д. Сказкин также считает утрату свободными общинниками их собственности на землю, видя в политике государства, насилиях феодалов и установлении личных связей лишь вспомогательные средства, ускорявшие этот процесс. Заслугой С. Д. Сказкина является также и то, что он четко разграничил два пути генезиса феодализма в Европе: путь синтезный, при котором феодализм складывался в процессе взаимодействия разлагающихся рабовладельческих позднеримских отношений и первобытнообщинных германских, и путь непосредственного перехода от первобытнообщинной формации к феодальной, характерный для тех народов, которые развивались без существенного воздействия позднеримских традиций. Эта концепция послужила отправным моментом углубленного типологического рассмотрения процесса генезиса феодализма в Западной Европе, которое характерно для современного этапа развития советской медиевистики. Ею накоплен ныне обильный фактический материал по истории этого процесса у разных народов и стран Западной Европы, а также в Византии.
Наполеон Бонапарт
Консульство. Если правительство во Франции до 1799 имело небольшое влияние, то после переворота 18 брюмера (9 ноября 1799) положение быстро изменилось. Директория была заменена Консульством, и первым ...
Истоpия аpийского pейха
Вендидад, гл. III Родиной земледелия и цивилизации
был Ближний Восток – две великие речные долины и окружающие их предгорья. Это
был дом Нового Человечества, и отсюда оно расселялось на запад ...
Появления рода
Что значит жить вместе? Это значит вместе идти в цепи загонщиков и плечом к
плечу стоять в сражении; это значит вместе есть у костра горячее мясо и в
случае нужды без колебания отдавать свою долю по ...