"Некогда, во времена наших предков, как свидетельствуют писания древних,
люди любили друг друга чистой и верной любовью, а не сластолюбивой и корыстной,
и потому в мире царила доброта… Земля не была тогда возделанной, а оставалась
украшенной дарами Бога и плодоносила сама по себе, обеспечивая всех
пропитанием… Все были равны и ничего не имели в собственности… Люди жили
сообща, не зная ни принуждения, ни цепей, мирно и честно… Но появилась Ложь с
копьем наперевес, а с нею Грех и Несчастье, которые не знают меры; Гордыня,
столь же презирающая меру, явилась со своей свитой – Алчностью, Завистью,
Сластолюбием и прочими пороками. Они выпустили из преисподней Бедность, о
которой до сих пор никто не знал… Вскоре эти злодеи завоевали всю землю, посеяв
раздоры, распри, войны… И как только род людской оказался во власти этой банды,
он переменился; люди стали творить зло, распространяя ложь и обман, они
привязались к собственности и разделили даже землю, а затем стали сражаться за
неё и захватывать, кто сколько может; самым сильным достались и самые большие
доли…" Так передает легенду о грехопадении средневековый "Роман о
розе". Сжатие нарастало, и на смену Золотому Веку шел Век Железный: Землю
теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда
и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им… Чуждыми станут товарищ
товарищу, гостю – хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то, Правду заменит кулак…
Так писал о новой эпохе греческий поэт Гесиод. Время и борьба формировали нравы
Железного Века. Во всех частях света мудрецы и философы наблюдали и записывали
горестные последствия грехопадения.
"Природа людей такова: при измерении каждый норовит захватить себе часть
потяжелее, при обмеривании каждый норовит захватить себе часть побольше",
– так говорил знаменитый китайский философ Шан Ян. "Они исполнены всякой
неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, – вторил ему на другом конце
света апостол Павел. – Они исполнены зависти, убийства, обмана,
злонравия…" Сжатие и голод преобразили уютный мир буржуазного общества, на
смену тихому накопительству пришла яростная борьба за существование, и брат
ежедневно говорил брату: "Это – моё". Голод всегда делал людей
жестокими: основанные на коммунистическом равенстве и братстве роды охотников с
копьями наперевес загоняли друг друга к обрыву. В Каменном Веке люди
объединялись для борьбы – в Железном Веке они сражались за жизнь в одиночку, и
потерпевшие поражение умирали от голода рядом с дворцами победителей.
Существовал обычай "оживления" умирающих: "Дочь мою уведи и
оживи, – говорила мать ростовщику, – и да будет она твоей рабыней; мне же дай
серебра, чтобы я могла поесть". В богатых домах было множество рабов и
наложниц, и в то время как умирающие лежали на дорогах, из-за глухих стен
раздавались звуки музыки: там пировали и веселились. Обнаженные девушки
танцевали среди явств и бьющих вином фонтанов: "Ты же, Гильгамеш, наполняй
свой желудок, веселись день и ночь, ежедневно устраивай празднества, пляши и
ликуй…"
Борьба цехов с городским патрициатом
Борьба городов с
феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу в
той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в городах к этому
времени существовала уж ...
История Древнего мира (Сергей Александрович Нефедов)
История, поданная как роман. Увлекательное чтение
для всех любителей истории. Книга, которая в увлекательной форме повествует о
том, как законы истории играли судьбами миллионов людей и о том, как л ...
Разные типы генезиса феодализма в Западной Европе и Византии
С начала 60-х годов
советские ученые продолжали попытки выделить разные типы генезиса феодализма в
Западной Европе и Византии, опираясь на сравнительно-исторический анализ этого
материала, а отчаст ...