Весна была приветливой и солнечным было лето…
Щедрое солнце Золотого Века сияло над колосящимися полями и деревнями,
разбросанными по равнинам и нагорьям. Осенью колосья наливались зерном, и весь
род выходил на жатву: жнецы становились в один ряд и, распевая хвалу Великой
Матери, срезали колосья деревянными серпами с кремниевыми вкладышами. Потом
переносили зерно в общий амбар у родового храма, мололи каменными пестами
зерно, пекли из муки лепешки, варили пиво и готовились к Празднику Урожая.
Согласно древним обычаям, Мы бьем во все барабаны.
Кудесницы пляшут пляски, Сменяя одна другую, Поют прелестные девушки Как они
беззаботны! Весной цветут орхидеи, Осенью – хризантемы, Так и обряды наши
Тянутся непрерывно… Так описывал жизнь тех времен китайский поэт Цюй Юань. На
праздниках угощали друг друга жареным мясом – земледельцы привыкли к
растительной пище, и мясо считалось деликатесом. Для торжеств закалывали часть
родового стада: излишек зерна позволил прикармливать овец, коз и коров;
постепенно они стали ручными и паслись на пастбище у деревни. В степях Аравии
посевы гибли от засух, и местные племена занимались исключительно
скотоводством; в VII тысячелетии они прошли со своими стадами в саванны Сахары.
Огромные стада вскоре истребили растительность и через несколько тысячелетий
Сахара превратилась в пустыню. На севере скотоводы освоили Великую Степь,
простиравшуюся от Дуная до Амура; в IV тысячелетии здесь были приручены дикие
лошади, тарпаны, ставшие верными слугами человека.
В то время, как пастушеские племена расселялись по степям на запад и на восток,
земледельцы Передней Азии учились возделывать новые культуры и осваивали новые
ремесла. Они научились ткать лен и стали носить льняную одежду – короткие юбки
и набедренные повязки. Корзины из прутьев стали обмазывать глиной и обжигать на
костре – так появилась первая керамика. Затем были созданы печи для обжига и
гончарный круг; гончары стали ремесленниками, жившими при храме и получавшими
содержание от общины. В огромных вкопанных в землю керамических сосудах хранили
общинные запасы зерна – это делалось для того, чтобы уберечь его от полчищ
мышей. На открытых токах зерно охраняли кошки, ставшие любимицами земледельцев
– так же, как собаки были верными друзьями охотников. Во всех своих
переселениях земледельцы везли с собой кошку и заботливо предоставляли этому
южному зверьку самое теплое место в доме. В то время, как охотники обитали в
передвижных юртах или временных шалашах, земледельцы жили в домах – это было
еще одно изобретение того времени. Первые дома в Палестине строили из
необожжённых глиняных кирпичей; это были маленькие строения в одну комнату; ни
окон, ни дверей ещё не было; вход занавешивался шкурой животного, а очаг
располагался во дворе. Плоские крыши крыли тростником и обмазывали глиной –
такие хижины можно и сейчас найти в деревнях Востока; вплоть до нашего времени
они остаются прибежищем бедноты. В центре селения располагался маленький
родовой храм с глиняной фигурой Великой Матери и алтарем для жертвоприношений;
возле храма находилась площадка для народных собраний.
Общиной руководили выборные вожди-жрецы, которые мало чем отличались от простых
крестьян. "Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди с сохой и
заступом, бедра у него были тощими, на голенях не было ни волоска", –
говорит предание о древнем вожде китайских племен. Со временем легенды
превращали этих вождей в богов, им ставили храмы и приносили жертвы. В те
времена было легко стать богом, мир населяло множество богов и духов, и люди
боготворили деревья, камни, животных. Богом стал и первый кузнец Гефест. Медь и
бронзу научились плавить еще в VII тысячелетии, но эти металлы были редкостью, а
немногочисленных кузнецов считали колдунами и демонами. Произнося чудесные
заклятья, колдуны плавили металл и ковали из него топоры, мечи и украшения для
вождей. В IV тысячелетии в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая
быками четырехколесная повозка. Потом был изобретен плуг – и мир земледельцев,
наконец, принял предначертанный ему облик: под щедрым солнцем пахарь идет за
парой волов, напевая старую песню о зерне и поле; высоко в небе ему вторит
жаворонок; пахарь отрывается от плуга и, утирая пот, смотрит в небо:
Просыпайтесь, люди вместе с птицами, Выводите быков, беритесь за плуги, Зовите
своих друзей, не теряйте времени.
Пойдемте все вместе возделывать нашу землю…
Четвертый крестовый поход
Четвертый крестовый
поход (1202—1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев и выявил
резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией.
Он был начат п ...
Италия к концу XV в.
В XV в. еще больше
укрепляется тиранический режим в другом крупнейшем центре Северной Италии —
Милане, где он установился в конце XIII в. В начале XV в. в Милане властвовали
тираны из дома Ви ...
Поход Александра
В истории народов есть великие мгновения,
переворачивающие жизнь людей и кладущие грань между эпохами – звездные часы
человечества. Такой великий момент наступил весной 334 года – ...