В XIV—XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм и рутинность, стремление сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим усовершенствованиям из боязни конкуренции превратили цехи в тормоз технического прогресса и дальнейшего роста производства.
Однако по мере роста производительных сил и расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между отдельными ремесленникам внутри цеха все больше и больше росла. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, в цехах развивалось имущественное и социальное неравенство. Владельцы более крупных мастерских начинали практиковать сдачу работы более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами и получали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров — непосредственных производителей.
Расслоение внутри цехового ремесла находило выражение в разделении цехов на более зажиточные и богатые («старшие», или «большие», цехи) и более бедные («младшие», или «малые», цехи). Такое разделение имело место, в первую очередь, в наиболее крупных городах: во Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. «Старшие», экономически более сильные цехи устанавливали свое господство над «младшими», подвергая их эксплуатации. Это вело иногда к утрате членами младших цехов своей экономической самостоятельности и превращению их по своему фактическому положению в наемных рабочих.
Антицерковная оппозиции в середине 70-х годов XIV в.
В этой атмосфере
всеобщей антицерковной оппозиции в середине 70-х годов XIV в. выступил
профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320—1384). Виклиф доказывал,
что папа не имеет права ...
Теория «континуитета»
Теория
«континуитета» с начала XX в. стала оказывать все возрастающее воздействие на
буржуазную медиевистику. Не избежал некоторого ее влияния даже такой противник
«критического н ...
Страна на краю света
К северу и к востоку от благодатной долины Ганга
поднималась неприступная стена гор, уходящих вершинами в облака. По преданию,
на вершинах этих гор, Гималаев, обитали бессмертные боги, и где-то там, ...