Изменения в мире в 20 веке

Единство мира. Развитие капитализма. Этапы мировой истории. Организация Объединенных Наций ООН. Шанхайская организация сотрудничества. Понятие цивилизация.

Единство мира. Развитие капитализма привело во второй половине XIX в. к установлению в пределах единого мирового хозяйства теснейшей взаимосвязи между странами. Единство мира проявляется в процессе интеграционных связей. В развитии интеграционных процессов можно выделить два этапа.

Первый этап мировой истории характеризуется развитием различных очагов культуры, не связанных между собой. Данный этап завершился с появлением капиталистических отношений.

Второй этап мировой истории — становление человечества как органического целого. Человек осваивает богатства Земли и интенсивно развивает материальную и духовную культуру. Целостность мировой истории начинает проявляться в установлении многосторонних отношений между отдельными странами.

Прошедший XX в. характеризуется резким расширением связей между отдельными государствами. Мировое сообщество превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые взаимодействуют с внешней социальной и природной средой.

Единство и целостность мира характеризуются деятельностью таких универсальных международных организаций, как
Организация Объединенных Наций (ООН);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Международный валютный фонд (МВФ);
Европейский союз (ЕС);
Лига арабских государств (ЛАГ);
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Контакты цивилизаций. Цивилизации Востока в течение длительного времени существовали изолированно друг от друга. Контакты между ними были довольно редкими. Часто очаги цивилизации оказывались в окружении кочевых и оседлых племен. В процессе колониальной экспансии европейских стран прежняя замкнутость китайской, индийской и исламской цивилизаций была нарушена.

Цивилизация характеризуется уровнем социального и культурного развития человеческого общества. Понятие цивилизации ассоциируется с такими устойчивыми “показателями” общества, как культура, духовная жизнь народа, его мировосприятие, традиции.

Понятие цивилизация вводится в науку в XVIII в. как нечто противостоящее первобытной дикости.




Китайская цивилизация — одна из древнейших, основана на учении Конфуция. Мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций, 551—479 гг. до н.э.) учил, что “Государь должен быть государем; подданный — подданным; отец — отцом; сын — сыном”. Конфуцианцы свято чтят своих предков и всех старших, уважают общественный порядок, подчинение властям, императору.

Император был неограниченным владыкой государства, ему принадлежала вся земля, которой пользовались крестьянские общины. Жестким ограничениям подвергалась и частная жизнь китайцев. Считая себя “небесным государством”, “центром Вселенной”, они смотрели на остальной мир как на сборище “варваров”. Встреча с европейским миром вскрыла ложные основы “небесной амбиции конфуцианства”.

Индийская цивилизация — одна из самых древних и самобытных цивилизаций мира. Индийская цивилизация основывается на учениях индуизма и буддизма. Индуизм пропагандирует веру в переселение души и слияние ее с Богом и делит общество на касты. Приверженцы буддизма считают иллюзорным, обманчивым мир, в котором живет человек. Поэтому человек должен принимать четыре “благородные истины”:
1. Мир есть страдания.
2. Источник страданий — это человеческие страсти и желания.
3. Освобождение от страстей позволяет перейти в высшее состояние духа — нирвану.
4. Достигается это состояние путем спасения.

Буддизм отрицает значимость государства и проповедует идеал духовно свободной и не зависимой от внешнего мира личности. Главной силой, цементирующей индийскую цивилизацию, была сельская община. Воином в Индии мог быть исключительно представитель определенной касты.

Исламская цивилизация — одна из молодых цивилизаций Востока. Она стала формироваться лишь в VII в. Ее колыбелью стал Аравийский полуостров. Мухаммед и Коран заложили религиозные основы исламской цивилизации. Идеи ислама пронизаны фатализмом—верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому этика ислама принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Благодаря регламентации жизни своих приверженцев ислам повсеместно создал прочные религиозные общины земледельцев, кочевников, ремесленников, купеческих гильдий.

Европеизация. Колониальная политика европейских держав, разбой и откровенно грабительский характер компаний и предприятий вызвали негативное отношение народов афро-азиатского мира. Но открытые и тайные попытки противостояния грабительской колониальной политике европейских держав закончились неудачей. Сопротивление афроазиатских народов было беспощадно подавлено и потоплено в крови.

Эти неудачные восстания привели к необходимости заимствования опыта европейских стран в борьбе с европейскими колонизаторами. Постепенно выясняется необходимость коренного переустройства традиционных порядков. В этом отношении уникальна Япония, которая, ревностно сохраняя неповторимые традиции своей культуры, старается продуктивно осваивать опыт других цивилизаций.

1. Какой вы представляете политическую карту стран Азии и Африки в начало XX в.?
2. В силу каких причин страны Азии и Африки превращались в колонии и полуколонии ведущих капиталистических держав Европы и Америки?
3. Назовите страны афро-азиатского мира, ставшие колониями и полуколониями капиталистических государств.
4. Объясните причины истоков европейского господства вне Европы.
5. Оказала ли революция Мэйдзи в Японии влияние на будущее развитие страны?
6. Объясните причины резкого усиления колониальной политики держав Запада в конце ХГХ — начале XX в.
7. Есть ли смысловая связь между терминами империя, император, империализм!
8. Какие события определяют единство мира в конце ХГХ — начале XX в.? 

Смотрите также

Теории историков «критического» направления
Историки «критического» направления не только полностью отрывали процесс складывания феодализма как «системы управления» от экономической эволюции общества, но стремились св ...

Мир в начале 20 век
Национализм. Колониальная политика европейских держав в начале XX в. Британская колониальная империя. Китай в начале 28 века. Корея. Японо-Китайская война 1894—1895 гг. Революция Мэйдзи 1867&mda ...

История Франкского государства
В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486—511) из рода Меровея (отсюда династи ...