Изменения в мире в 20 веке

Единство мира. Развитие капитализма. Этапы мировой истории. Организация Объединенных Наций ООН. Шанхайская организация сотрудничества. Понятие цивилизация.

Единство мира. Развитие капитализма привело во второй половине XIX в. к установлению в пределах единого мирового хозяйства теснейшей взаимосвязи между странами. Единство мира проявляется в процессе интеграционных связей. В развитии интеграционных процессов можно выделить два этапа.

Первый этап мировой истории характеризуется развитием различных очагов культуры, не связанных между собой. Данный этап завершился с появлением капиталистических отношений.

Второй этап мировой истории — становление человечества как органического целого. Человек осваивает богатства Земли и интенсивно развивает материальную и духовную культуру. Целостность мировой истории начинает проявляться в установлении многосторонних отношений между отдельными странами.

Прошедший XX в. характеризуется резким расширением связей между отдельными государствами. Мировое сообщество превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые взаимодействуют с внешней социальной и природной средой.

Единство и целостность мира характеризуются деятельностью таких универсальных международных организаций, как
Организация Объединенных Наций (ООН);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Международный валютный фонд (МВФ);
Европейский союз (ЕС);
Лига арабских государств (ЛАГ);
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Контакты цивилизаций. Цивилизации Востока в течение длительного времени существовали изолированно друг от друга. Контакты между ними были довольно редкими. Часто очаги цивилизации оказывались в окружении кочевых и оседлых племен. В процессе колониальной экспансии европейских стран прежняя замкнутость китайской, индийской и исламской цивилизаций была нарушена.

Цивилизация характеризуется уровнем социального и культурного развития человеческого общества. Понятие цивилизации ассоциируется с такими устойчивыми “показателями” общества, как культура, духовная жизнь народа, его мировосприятие, традиции.

Понятие цивилизация вводится в науку в XVIII в. как нечто противостоящее первобытной дикости.




Китайская цивилизация — одна из древнейших, основана на учении Конфуция. Мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций, 551—479 гг. до н.э.) учил, что “Государь должен быть государем; подданный — подданным; отец — отцом; сын — сыном”. Конфуцианцы свято чтят своих предков и всех старших, уважают общественный порядок, подчинение властям, императору.

Император был неограниченным владыкой государства, ему принадлежала вся земля, которой пользовались крестьянские общины. Жестким ограничениям подвергалась и частная жизнь китайцев. Считая себя “небесным государством”, “центром Вселенной”, они смотрели на остальной мир как на сборище “варваров”. Встреча с европейским миром вскрыла ложные основы “небесной амбиции конфуцианства”.

Индийская цивилизация — одна из самых древних и самобытных цивилизаций мира. Индийская цивилизация основывается на учениях индуизма и буддизма. Индуизм пропагандирует веру в переселение души и слияние ее с Богом и делит общество на касты. Приверженцы буддизма считают иллюзорным, обманчивым мир, в котором живет человек. Поэтому человек должен принимать четыре “благородные истины”:
1. Мир есть страдания.
2. Источник страданий — это человеческие страсти и желания.
3. Освобождение от страстей позволяет перейти в высшее состояние духа — нирвану.
4. Достигается это состояние путем спасения.

Буддизм отрицает значимость государства и проповедует идеал духовно свободной и не зависимой от внешнего мира личности. Главной силой, цементирующей индийскую цивилизацию, была сельская община. Воином в Индии мог быть исключительно представитель определенной касты.

Исламская цивилизация — одна из молодых цивилизаций Востока. Она стала формироваться лишь в VII в. Ее колыбелью стал Аравийский полуостров. Мухаммед и Коран заложили религиозные основы исламской цивилизации. Идеи ислама пронизаны фатализмом—верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому этика ислама принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Благодаря регламентации жизни своих приверженцев ислам повсеместно создал прочные религиозные общины земледельцев, кочевников, ремесленников, купеческих гильдий.

Европеизация. Колониальная политика европейских держав, разбой и откровенно грабительский характер компаний и предприятий вызвали негативное отношение народов афро-азиатского мира. Но открытые и тайные попытки противостояния грабительской колониальной политике европейских держав закончились неудачей. Сопротивление афроазиатских народов было беспощадно подавлено и потоплено в крови.

Эти неудачные восстания привели к необходимости заимствования опыта европейских стран в борьбе с европейскими колонизаторами. Постепенно выясняется необходимость коренного переустройства традиционных порядков. В этом отношении уникальна Япония, которая, ревностно сохраняя неповторимые традиции своей культуры, старается продуктивно осваивать опыт других цивилизаций.

1. Какой вы представляете политическую карту стран Азии и Африки в начало XX в.?
2. В силу каких причин страны Азии и Африки превращались в колонии и полуколонии ведущих капиталистических держав Европы и Америки?
3. Назовите страны афро-азиатского мира, ставшие колониями и полуколониями капиталистических государств.
4. Объясните причины истоков европейского господства вне Европы.
5. Оказала ли революция Мэйдзи в Японии влияние на будущее развитие страны?
6. Объясните причины резкого усиления колониальной политики держав Запада в конце ХГХ — начале XX в.
7. Есть ли смысловая связь между терминами империя, император, империализм!
8. Какие события определяют единство мира в конце ХГХ — начале XX в.? 

Смотрите также

Характер крупного поместья постепенно менялся
Германское завоевание ускорило тот процесс превращения рабовладельческого хозяйства в феодальное, зачатки которого можно было обнаружить еще в Римской империи. Крупное имение основывалось теперь на ...

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья
Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и рем ...

Норвегия в конце XII—XIII в.
С развитием феодальных отношений обострялась социальная борьба. Она нередко принимала форму выступлений против короля и поддерживавшей его служилой знати. Крупнейшим событием явились гражданские во ...