Сенека Великий Рим был городом, где решались судьбы
государств и народов, городом, откуда вышли железные легионы, разрушившие Карфаген,
Сиракузы и Коринф. Римлянам было суждено властвовать и повелевать миром
полтысячелетия – но, как всегда, эпохе расцвета предшествовали детство и юность
– время, когда Рим был маленьким городком на вершине зеленого Палатинского
холма.
Внизу, под холмом, в болотистой долине протекал Тибр, а по соседству возвышался
ещё один холм, Квиринал, где тоже жили римляне – там было несколько десятков
лачуг за деревянным частоколом. В долине Тибра было много таких городков; они
принадлежали племенам латинов, некогда завоевавшим эту страну вместе с другими
италийскими племенами. Это произошло в те далекие времена, когда на
Средиземноморье обрушилось нашествие "морских народов", когда племена
ариев, вырвавшись из Великой Степи, увлекли за собой прибрежные народы и, пересев
с колесниц на корабли, достигли Италии и границ Египта. По легенде, в этот
вихрь племен попали последние герои гомеровской Трои во главе с Энеем,
считавшимся предком латинян; этот вихрь занёс в Италию и этрусков, обитавших
где-то неподалеку от Трои и основавших по соседству с латинянами несколько
воинственных общин. По преданию, дочь одного из латинских вождей была жрицей в
храме богини Весты – давшей обет безбрачия "весталкой". По воле бога
у нее родились близнецы, которых сочли за детей греха и приказали утопить. Раб
отнес корыто с младенцами к реке и пустил вниз по течению; корыто пристало к
берегу, и малышей вскормила своим молоком волчица; потом их подобрал пастух,
назвавший мальчиков Ромулом и Ремом. Когда близнецы выросли, они отомстили едва
не погубившему их вождю, а затем с группой удальцов решили основать новую
общину. Ромул выбрал место на пустынной вершине Палатинского холма – но это
место не понравилось Рему; в ссоре братья схватились за мечи, и Рем был убит.
21 апреля 753 года Ромул провел борозду на месте будущего частокола и основал
поселок, которому дал свое имя – Roma. Потом Ромул и его друзья пригласили на
пир местных жителей, сабинян, и захватили их дочерей – легенда донесла до нас
рассказ об обычных событиях тех времен, когда дружины завоевателей вторгались
на чужую землю, и, засев на холме, совершали набеги на местное население,
захватывали женщин и порабощали пленников. По легенде, сабиняне пытались
вернуть своих дочерей и напали на Рим, но дочери, ставшие женами, пришли со
своими маленькими детьми на поле боя и примирили отцов и братьев со своими
мужьями. В конечном счете, пришедшие с Ромулом дружинники стали основателями
патрицианских родов, закабаленные пленники – их "клиентами", а
покорившиеся и сохранившие свободу туземцы стали называться плебеями.
"Арийские государства", основанные завоевателями в разных странах,
были похожи друг на друга, везде – в Риме, в Спарте, в Хаттусе – везде были
благородные господа, везде были рабы и сохранившие свободу туземцы-плебеи. Ополчение
"благородных" везде возглавляли вожди-цари, правившие вместе с
советом родовых старейшин – этот совет назывался в Риме сенатом; народное
собрание лишь отвечало "да" или "нет" на вопросы старейшин.
Дружина Ромула не обладала такой силой, как древние хетты или спартанцы,
поэтому рабов-клиентов было немного и отношение к ним было мягким,
"отеческим" – они были включены в состав рода-"фамилии" как
младшие родственники. Патрициям, не имевшим рабов, приходилось самим пахать
землю, и образ идущего за плугом благородного патриция стал символом старого
Рима – времен, когда "вечный город" был маленьким поселком на вершине
холма. Под холмом располагался "форум", рыночная площадь с лавками и
крытой соломой белёной глинобитной хижиной, храмом богини Весты, хранительницы
домашнего очага.
Жрицы-весталки постоянно поддерживали огонь в очаге, и любой поселянин мог
взять здесь головню для своей потухшей печи. Дома благородных патрициев были
такими же крытыми соломой хижинами, в которых огонь горел на земляном полу и
дым выходил в двери – в VI веке, когда на берегах Италии процветали греческие
колонии и греки жили в роскошных виллах с бассейнами и садами, – в это время
Рим ещё оставался бедным варварским городком.
Римляне старались перенимать культуру греков и этрусков, они заимствовали у них
письменность, цифры, календарь, меры веса, одежду, тайны гадания по полету
птиц. Римских богов стали отождествлять с греческими, царя богов Юпитера – с
Зевсом, бога войны Марса – с Аресом, богиню любви Венеру – с Афродитой. В VI
веке Рим обнесли каменной стеной, а на одном из холмов – Капитолии – построили
акрополь с большим храмом Юпитера. Это было время, когда в греческих городах
правили тираны, – и римские цари подражали греческим тиранам, они
покровительствовали плебеям и казнили многих недовольных патрициев. С падением
греческой тирании патриции изгнали царей и передали власть двум консулам,
избираемым ежегодно из числа знати. Этот государственный строй назывался
"res publica" – "народное дело", однако в действительности
"республика" была делом богатых и знатных. Со времен завоевания
патриции присвоили себе большую часть земель, которую они называли
"народным полем"; плебеи ютились на оставленных им жалких наделах,
бедствовали и постоянно находились в долгу у патрициев. По закону, неисправного
должника могли убить или обратить в рабство – патрицию было достаточно
поклясться, что плебей ему задолжал. Плебеи были обязаны сопровождать патрициев
на войну – но они не желали сражаться за "республику" и иногда в
разгар войны уходили из Рима на Священную гору. Патрициям приходилось идти на
уступки; они согласились, чтобы у плебеев были свои защитники, "народные
трибуны", способные наложить "вето" на несправедливое решение
сената и консулов.
Двери в доме трибуна не запирались ни днем, ни ночью, и гонимые в любое время
могли найти в нем защиту. Чтобы прекратить судебный произвол, был создан кодекс
законов – законы были записаны на 12 медных таблицах и вывешены на обозрение
народа.
В 390 году на Рим обрушилось нашествие галлов.
Галлы (или кельты) пришли в Европу с Третьей Волной степных народов и покорили
весь материк, лежавший за Альпами и Балканами. Они были многочисленны и
сражались с неукротимой яростью, в V веке они захватили Северную Италию и в 390
году подступили к Риму.
Римское войско было разбито в кровавой битве на реке Аллии, галлы ворвались в
Рим, разграбили город, а затем осадили крепость на Капитолии. Осада
продолжалась семь месяцев, и во время одного из ночных нападений римлян спасли
лишь гуси, посвящённые богине Юноне: их гогот разбудил заснувших на стене
воинов. Чтобы освободиться от осады, римлянам пришлось заплатить выкуп – когда
они отмеряли золото, вождь галлов Бренн бросил на чашу с гирями свой меч.
"Горе побежденным!" – сказал Бренн, и римляне покорно уравновесили
меч золотыми монетами.
Галлы пять раз подступали к Риму, и римлянам пришлось оставить распри; в 376
году патриции смирились и предоставили плебеям гражданские права, затем было
отменено долговое рабство. Отныне плебеи сравнялись в правах с патрициями, и на
смену власти знати пришла власть богатства. Богатые плебеи были включены в
сенат, который стал собранием богатейших людей Рима; сенат по-прежнему управлял
всеми делами, а бедняки по-прежнему страдали от безземелья и мечтали о
революции, которая дала бы им землю. В 321 году Рим снова потерпел поражение –
на этот раз от самнитских племен в Средней Италии; большая римская армия была
окружена и сдалась в плен в Кавдинском ущелье. Самниты отпустили пленных, но
принудили их пройти под позорным "игом" – под копьём победителя, положенным
на два других, воткнутых в землю копья. Римские полководцы были вынуждены
приступить к реформе своих военных сил – к той самой великой реформе, которая
даровала римлянам господство над миром.
Побуждаемые обстоятельствами войны, римляне изобрели новый способ маневрировать
войсками на поле боя, их легионы строились не так, как фаланга – сплошной
массой – а с промежутками, подобно клеткам на шахматной доске. Легион,
насчитывавший 5 тысяч воинов, строился в три линии по манипулам в 120 человек;
в ходе боя манипулы задних линий входили в промежутки передней линии, чтобы
сменить потрепанные части или усилить удар. Это тактическое изобретение –
возможность сменять части на поле боя – даровало римлянам господство над миром;
новые легионы с легкостью разгромили самнитов и галлов.
До Великой Реформы Рим был одним из многих италийских городов-государств – его
владения не распространялись далее городских окрестностей. После реформы
положение изменилось: римляне подчиняли всё новые и новые племена, присоединяя их
в качестве "союзников". "Союзники" стали новыми плебеями:
римляне отнимали у них половину земли, заставляли платить дань и сопровождать
их на войне. На новые земли выводились римские колонии, безземельные бедняки
были обеспечены фермами, и никто более не помышлял о революции: военная победа
разрешила все социальные конфликты. К 272 году римляне овладели Средней и Южной
Италией; в своем безудержном порыве легионы переправились в Сицилию и
столкнулись с новым могущественным противником – Карфагеном.
Началась полувековая эпоха Великих Войн.
Брестский мир. Декрет о мире. 1918 г. Начало революции в Германии
Брестский мир. Декрет о мире. 1918 г. Начало революции в Германии. Англия и Франция. Поражение на Салоникском фронте. Восстание военных моряков в Киле. Условия Компьенского перемирия. Соглашение о пре ...
Глобальный информационный процесс
Интеграция экономики, сотрудничество становятся жизненно необходимыми. Избравшие такой путь страны оказываются в выигрыше. Их экономика, наука, культура развиваются более динамично. Их товары находят ...
Парижское восстание 1356-1358 гг.
Поражение при Пуатье
вызвало озлобление народа против дворян и короля, не сумевших организовать
защиту страны от врага. Поэтому, когда сын пленного короля, дофип (так
назывался во Франции наследник ...