Как было предсказано в Библии, Христос пришел в
мир, чтобы пострадать за грехи людей – и исполнил свое назначение. В суете дней
многие не заметили того, что свершилось, и миллионы людей продолжали жить своей
жизнью, жизнью песчинок, уносимых потоком. Поток неумолимо двигался в одном
направлении, и вслед за Христом пришли новые пророки и вожди – но они уже не
показывали на небо, а открыто призывали к восстанию. «Послушайте вы, богатые, –
писал ученик Иисуса апостол Иаков, – плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих
на вас… Вы осудили, убили праведника… Вы роскошествовали на земле и
наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания…» Среди апостолов
Иисуса был Симон по прозвищу Зелот; "зелотами", или
"ревнителями" называли террористов, носивших под одеждой кинжалы. В
большие праздники, когда в Великом Храме теснился народ, они притискивались
вплотную к знатным и вспарывали им животы. С 48 года, когда постоянное Сжатие
привело к страшному голоду, отряды зелотов стали хозяевами гор и лесов; это
партизанское движение подспудно тлело 20 лет пока, наконец, не разразилось
грандиозное восстание. Иудейская знать сполна заплатила за мучения Иисуса, были
перебиты десятки тысяч "благородных", а тела первосвященников были
брошены на съедение собакам. В деревнях убивали богатых, делили землю и
освобождали рабов. Весной 70 года римские легионы начали осаду мятежного
Иерусалима, в переполненном беглецами городе вскоре начался страшный голод.
Улицы были покрыты трупами умерших голодной смертью, римские тараны беспрестанно
били в городские стены. Через пять месяцев после начала осады римляне ворвались
в Иерусалим и подожгли город; десятки тысяч людей, веривших, что господь спасет
их и в последнюю минуту совершит чудо, собрались в Храме, единым криком
призывая бога. Они сгорели вместе с Храмом, а те, кого пощадили огонь и голод,
погибли в учиненной римлянами страшной резне – свидетели говорили, что погибло
больше половины населения Иудеи.
Только массовые убийства могли на какое-то время сдержать революцию – но, как
только нарождались новые поколения и давление снова возрастало, революция
начиналась вновь. Через 60 лет после сожжения Иерусалима явился новый мессия,
которого звали Бар-Кохба, "Сын Звезды", он поднял на восстание новые
поколения и три года яростно сражался с римлянами. Легионы ещё раз прошли
Палестину огнем и мечом, обратив полстраны в пустыню; Иудея на время затихла, и
центр борьбы переместился в другие провинции.
В конце II века пришло время, когда Сжатие распространилось на западные области
Империи, и в борьбу включились огромные массы крестьян в Галлии и Испании.
Страдая от малоземелья, голода и ростовщической кабалы, крестьяне бросали свои
наделы и уходили в отряды "разбойников". К галльским
"разбойникам" присоединились бежавшие от тягот службы солдаты, многотысячные
отряды повстанцев хозяйничали по всей Галлии и нападали на города. Новое Сжатие
должно было породить новую грандиозную революцию, революцию, которая завершится
победой христианского социализма. Эта революция началась в правление императора
Коммода (180-192 гг.). Долгие войны, беспорядки в провинциях, недобор налогов
оборачивались для Рима пустой казной, и Коммод попытался вернуться к политике
земельных конфискаций, проводившейся императорами I века. Знать сразу же
попыталась убить императора – но неудачно; в ответ начались казни сенаторов,
Коммод увеличил жалование солдатам и правил подобно Нерону и Домициану. В конце
концов, император был задушен в своей спальне, и сенатские историки сделали
всё, чтобы представить его сумасшедшим маньяком.
Однако знати не удалось вернуть власть. Так же как в 68-69 годах, против нее
выступили гвардейцы и стоявшие на границах армии; овладевший Римом полководец
Септимий Север (193-211 гг.) расправился с аристократией и провозгласил Коммода
богом. Север и его сын Каракалла (211-217 гг.) попытались исполнить требования
провинциалов: они даровали римское гражданство всему населению Империи и дали
всем право на получение земли после службы. Однако после убийства Каракаллы к
власти снова пришла знать, а затем началось время дворцовых переворотов и
военных мятежей, когда императоров, провозглашенных сенатом, через год-другой
сменяли императоры, поднятые на щитах солдатами. В конце концов, государство
распалось, и в провинциях утвердились враждовавшие друг с другом "тираны";
всё погрузилось в хаос, границы Империи оказались открытыми, и в глубь страны
хлынул поток варваров. Вместе с обитателями зарейнских лесов, германцами, на
Рим устремились кочевники причерноморских степей, скифы и сарматы; это были
одетые в броню всадники, пронзавшие врагов длинными копьями. Доселе непобедимые
легионы не выдержали натиска новых противников, и волна нашествия затопила все
Средиземноморье. Это была катастрофа, какой ещё не знал римский мир; многие
цветущие города обратились в развалины; голод и разорение породили страшную
чуму, которая царствовала среди руин, убивая тех, кто уцелел в войнах.
Исполнилось пророчество Иисуса: "Восстанет народ на народ и царство на
царство, и будут глады, и моры, и землетрясения…" Собрав все силы, солдатские
императоры сумели отстоять от варваров Рим и Италию. Император Галлиен провел
военную реформу и, придав пехоте полки панцирной конницы, вернул легионам их
мощь. В 270 году солдаты избрали императором Аврелиана, в прошлом простого
воина по прозвищу "рубака"; Аврелиану удалось разгромить варваров и
снова объединить Империю. В 280-х годах другой император-воин, сын раба
Диоклетиан (284-306 гг.), сумел, наконец, закрыть границы Империи и
восстановить пограничные валы. Сотни тысяч плененных варваров были поселены у этих
валов с обязательством защищать их от вражеских вторжений, у них в тылу на
случай прорыва или мятежа стояли римские мобильные армии. Уцелевшие города
оделись в крепостные стены, вся страна превратилась в военный лагерь.
Крестьяне, землевладельцы, ремесленники – все были прикреплены к месту
жительства и платили огромные военные налоги. Революция III века привела к
катастрофе и гибели большой части населения, но, в конце концов, породила то,
что она должна была породить – новую колоссальную Империю, военное государство,
построившее народ в шеренги и указавшее каждому его место.
Это была социалистическая империя, где все были формально равны, и любой мог
стать офицером и императором. Крестьяне получили землю – но вместе с тем были
прикреплены к этой земле и были обязаны отдавать большую часть урожая. Помещики
были задавлены налогами до такой степени, что бросали свои поместья и
скрывались в бегах; их ловили и секли на базарной площади. Большая часть земли
принадлежала государству; массы ремесленников работали в обширных
государственных мастерских, и государственные чиновники одно время даже
устанавливали цены на рынках и заработную плату. Новая Римская Империя была
похожа на древние империи Востока: императоры провозглашали себя живыми богами;
они носили диадему и требовали, чтобы подданные падали перед ними ниц. Те, кто
не признавал в них богов, подвергались гонениям – и среди гонимых были
христиане, последователи распятого Иисуса Христа.
Христиане верили, что снятый с креста Иисус воскрес и вознесся на небо, наказав
ученикам-апостолам нести людям святую веру. Апостолы ходили по городам и
деревням, передавая окружающим "благие вести", или
"евангелия" – рассказы о жизни и вере Иисуса. Эти рассказы вместе с
посланиями апостолов верующим составили "Новый Завет", новые
заповеди, которые дополнили древнюю Библию. Беднякам хотелось верить в грядущее
Царствие Небесное – и они объединялись в христианские общины; тайно молились в
подземельях-катакомбах и готовились ко Второму Пришествию. Катастрофа III века
заставила многих поверить в близкий конец света; в христианские общины стали
приходить богатые люди, торопившиеся спасти свою душу благотворительностью. Со
временем христиане стали терпимее относиться к богатым и отказались от былых
строгих нравов; они уже не говорили об общности имущества, безбрачии, аскетизме
и постоянных молитвах – этих принципов придерживались лишь отрекшиеся от
мирской жизни святые монахи. Однако братское отношение друг к другу, милосердие
к бедным и страждущим осталось традицией, скреплявшей христианские общины и
привлекавшей к ним новых членов.
Во времена Диоклетиана христиане составляли довольно значительную часть
населения Империи, и вскоре настало время, когда императоры стали искать их
поддержки – ведь социалистическая Империя не могла устоять без поддержки
народа. Монархи во все времена нуждались в поддержке народа и народного бога;
именно народ возносил их к вершинам власти в грозные годы революций; теперь,
когда революция свершилась, императоры пытались встать рядом с любимыми народом
богами; они выбирали между Митрой-Солнцем, Юпитером и Христом – и, в конце
концов, избрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику
Диоклетиана Константину (306-337 гг.) явилось видение креста, окруженного
сиянием и надписью: "Сим победиши". Константин приказал водрузить
крест на знамена своих легионов и действительно одержал победу. С этого времени
императоры стали покровительствовать христианам; Константин объявил воскресенье
– "день воскресения Христова" – выходным и праздничным днем; в 325
году он созвал в городе Никее первый церковный собор, на котором был утвержден
"Символ веры" – изложение основ христианства.
Победа христианства означала окончательную победу революции. Церковь стала
символом единения, братства и милосердия; она не только утешала, но и кормила
бедных. Императоры передали церкви огромные средства, множество домов и
обширные земли; на эти средства создавались больницы, странноприимные дома и
раздавалось вспомоществование беднякам; любой нищий мог прийти в храм и
получить тарелку супа или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль
системы социального обеспечения, и отныне государство обеспечивало каждому
кусок хлеба.
Теперь, когда государство приняло в свое лоно церковь, оно предстало перед
людьми, как община верующих, скрепленная узами любви и братства, а император –
как глава этой общины и наместник бога на земле. В V веке императоров стали
короновать в церкви, а затем в тронном зале между тронами императора и
императрицы появился высокий трон для Господа Бога; на этом троне лежала Библия
и Господь незримо присутствовал при всех решениях верховной власти.
Стремясь удалиться из приверженного старым богам аристократического Рима,
Константин построил на берегу Босфора новую столицу – "Город
Константина", Константинополь. Отныне у Империи было две столицы, старая и
новая, и иногда бывало по два императора-соправителя, один из которых правил в
Константинополе, а другой – в Риме. Вера в Христа продолжала триумфальное
шествие по Средиземноморью, и, в конце концов, император Феодосий (379-395 гг.)
издал указ, запрещающий поклоняться другим богам. Толпы ликующих христиан
высыпали на улицы и принялись крушить мраморные изваяния Юпитеров и Аполлонов;
на площадях происходили схватки между христианами и язычниками; многие храмы
были сожжены, другие перестроены в церкви.
С этого времени в римском мире не стало других богов, был только один бог и
один закон. Священник с амвона призывал верующих жить, как братья во Христе,
любить друг друга и делиться всем, что имеешь – и стоящим в церкви казалось,
что настало Царство Небесное. Но за стенами храма бушевала война, страну
грабили варвары, повсюду свирепствовали голод и мор; мир добра сражался с миром
зла, и сквозь шум сражения едва долетали слова, произносимые в храме: –
Возлюбите ближнего своего, как самого себя…
Феодализм как политическая или правовая система
Представители
разных по своей идейно-политической ориентации направлений романтической
историографии первой половины XIX в. в большинстве своем также понимали
феодализм как политическую или правову ...
Эволюция аграрных отношений
Подъем городского
ремесла оказал большое влияние на развитие аграрных отношений. С появлением
городов в товарно-денежные связи стало втягиваться крестьянское хозяйство и
хозяйство феодалов. Устанав ...
Конные ристания и различные спортивные игры в Византии
Любимым зрелищем
жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке
(ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром
социально-политической борьбы, ...