Революция, подобно пожару, перебрасывалась с одного
княжества на другое, и к середине V века охватила всю Поднебесную. Она породила
пять царств, в которых у власти стояли самодержавные государи, правившие в
соответствии с заветами Цзы Чаня. Цзы Чань основал учение о законах, школу
«фацзя», которая утверждала, что нужно править, опираясь на наказания и
подчиняя людей государственной дисциплине.
Объединённые в «пятёрки» и «десятки» крестьяне были обязаны помогать друг
другу, вместе платили налоги и вместе отвечали, если кто-то из их «пятёрки»
совершит преступление. О «благородных» и «знатных» больше ничего не было слышно
– революция перепахала Поднебесную и уравняла всех; население страны называли
«поравненным народом». Одетые в форменные халаты чиновники проводили переписи,
наделяли неимущих землёй и рассчитывали потребности крестьянских хозяйств.
Государство осуществляло закупки зерна и выдавало его беднякам в годы голода.
"Ныне учёные мужи говорят об управлении чаще всего так: «Дайте бедным и
неимущим землю, чтобы обеспечить тех, у кого ничего нет», – писал знаменитый
учёный Хань Фэй-цзы.
Хань Фэй-цзы жил в III веке, он был крупнейшим представителем школы
"фацзя" и работал во "Дворце наук у Западных Ворот" –
академии, созданной в столице царства Ци для учёных разных школ. Во
"Дворце наук" работали тысячи учёных, они пользовались почётом, жили
в больших домах с высокими воротами и выезжали на богато убранных колесницах.
Здесь изучались различные социальные системы и вырабатывались экономические
проекты, – одним из них был знаменитый проект восстановления надельной системы
("цзинь-тянь"), принадлежавший последователю Конфуция Мэн-цзы.
Наблюдая за ходом истории, учёные из "Дворца наук" пришли к тем же
выводам, к которым на другом конце света пришли Платон и Аристотель, – они
открыли, что движущей силой событий и причиной всех бед является ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ.
– В древности… усилий не прилагали, а для жизни хватало, – писал Хань Фэй-цзы.
– Народ был малочисленным, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было
борьбы, не применялось строгих наказаний, и народ управлялся сам собой. Ныне же
иметь пять детей не считается слишком много, а у каждого из них имеется ещё
пять детей; дед ещё не умер, а уже имеется двадцать пять внуков. Поэтому-то
народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах, трудится изо
всех сил, а пропитания на всех не хватает.
Поэтому в народе идёт борьба, и, даже ужесточив наказания, не избежишь
смут".
Пять царств выводили эту внутреннюю борьбу вовне: они собирали огромные армии и
сражались за земли Великой Равнины; эпоха IV-III веков называлась "Эпохой
Сражающихся Царств". Это была битва гигантов, Сражающиеся царства
изнемогали в этой борьбе: в войска мобилизовывалось все мужское население,
отряды женщин строили полевые укрепления, а подросшие дети обслуживали обозы. Вслед
за атакующими частями шли каратели: если один из «пятерки» проявлял трусость,
то казнили всю «пятерку». Полководцы писали военные трактаты о том, как
заставить воинов сражаться: «Бросай своих солдат в такое место, откуда нет
выхода, и тогда они умрут, но не побегут». В ход шли самые тонкие хитрости:
например, князь Юэ послал своему врагу, князю У, бесподобную красавицу Си Ши.
У-ван увлекся ею, и в то время, когда он предавался любовным утехам, его войска
были разбиты.
В конце IV века в войны, происходившие на Великой Равнине, вмешалось ещё одно
царство, расположенное на западе, за горами Тайхан, царство Цинь. Это царство
было основано в VIII веке вторгшимися из Великой Степи племенами жунов; так же
как некогда племена шан, жуны подчинили местное население и поделили страну
между своими родами. Цинь было отсталым царством, здесь ещё не было городов и
денег; вожди жунов, как когда-то вожди шан, совершали на могилах предков
человеческие жертвоприношения. В середине IV века в страну жунов приехал Шан
Ян, чиновник одного из восточных царств, убедивший вождя Сяо-гуна преобразовать
своё варварское княжество по образу соседних культурных государств. Шан Ян
создал сильное царство и вошёл в историю, как мудрый министр и автор
знаменитого трактата "Шан цзюнь шу", книги, по которой учились
править многие китайские императоры. Утвердив абсолютную власть циньских
князей, Шан Ян дисциплинировал знать и сформировал мощную армию. В III веке эта
армия начала наступление на Серединные царства; это было время грандиозных
сражений, в которых участвовали сотни тысяч воинов. В 260 году маршал Бай Ци
окружил близ Чанпина огромную армию царства Чжао; чжаоские солдаты голодали
больше месяца и, не сумев вырваться из окружения, сдались в плен. То, что
произошло затем, поразило ужасом Поднебесную: четыреста тысяч пленных были
живыми закопаны во рвах под Чанпином. В конце концов, циньцам удалось сломить
сопротивление Серединных царств; в 221 году циньский князь Ин Чжэн объединил
страну и был провозглашен Ши-хуанди – Первым Императором. "Эпоха Сражающихся
Царств" закончилась.
Цинь Ши-хуанди создал Мировую империю, огромное Серединное государство,
охватившее почти все земли между "четырьмя морями". Раньше этот мир
был разделён между "сражающимися царствами" – теперь была только
Империя и обитавшие на окраинах варвары. Ши-хуан любил, взойдя на гору,
смотреть на свою страну, на бескрайние равнины и многоводные реки, на огромные
города и желтые квадраты полей.
Он побывал во всех областях и всюду лично проверял дела местных чиновников.
"Император установил единые обычаи для Империи и с этой целью изъездил
много мест по воде и по суше, – говорит древняя надпись. – В заботах о
черноголовых император трудился, непокладая рук". Крестьяне были
обеспечены землёй, а чиновники не смели злоупотреблять своей властью. Были
построены мощеные камнем дороги между провинциями, "чидао"; ширина
"чидао" равнялась 50 шагам, а посредине проходила ещё одна,
возвышающаяся над остальной частью, дорога, по этой дороге мог ездить только
сам Император. Были завоеваны обширные территории на окраинах, войска Империи
вышли к Южному морю, и безземельные крестьяне Великой Равнины получили наделы в
новых провинциях.
Ши-хуанди считал, что Мировой Империи под силу деяния, достойные богов; чтобы
оградить страну от набегов из Великой Степи, он задумал возвести огромную стену
поперек континента – "стену в 10 тысяч ли".
Было мобилизовано два миллиона крестьян, рабочие отряды бесконечным потоком шли
на север; им вслед тянулись обозы с одеждой и продовольствием – чтобы
обеспечить строителей, у земледельцев отнимали 2/3 урожая. Условия жизни
строителей Стены были поистине страшными: голая промерзшая степь, открытая всем
ветрам, полуголодные пайки, плети надсмотрщиков, налёты диких варваров.
Мобилизованные крестьяне бежали тысячами, беглецов ловили и замуровывали в
стену. На выдвинутые в степь смотровые вышки садили наблюдателей из числа
преступников; чтобы их бегство не поставило строителей под внезапный удар орды,
им отрубали ноги.
Приближенные предупреждали Ши-хуана о том, что великие стройки доведут народ до
изнеможения – но он не желал слушать, он свято верил во всемогущество
социалистической Империи и обвинял всех сомневающихся в конфуцианстве – в
приверженности к старым порядкам, делившим людей на аристократию и
простонародье, "старших" и "младших", "отцов" и
"сыновей". В ответ на заговоры знати он приказал сжечь конфуцианские
книги и варить в котлах ученых-конфуцианцев. Перейдя грань разумного, он
мобилизовал ещё 700 тысяч рабочих на строительство колоссальной гробницы в горе
Лишань. Они выдолбили огромную гору, залили стены бронзой и спустили вниз
предназначенный для императора саркофаг. "Склеп наполнили привезённые и
опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и
необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы
они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из
ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно
переливалась в них.
На потолке изобразили картину неба, по полу – очертания земли. Светильники
наполнили жиром жень-юев в расчёте, что огонь долго не потухнет." Летом
210 года Ши-хуанди скончался, возвращаясь в столицу после инспекционной поездки
на восток.
Страшась надвигающихся событий, чиновники скрыли его смерть. Гроб был установлен
в закрытую колесницу, чиновники подходили к ней и делали обычные доклады – до
тех пор, пока кортеж не прибыл в столицу. В глубокой тайне гроб был доставлен к
секретному входу в гробницу и спущен внутрь горы Лишань.
По старому обычаю вместе с императором захоронили сотни его наложниц.
"Погибших было множество, – писал древний историк. – Когда гроб императора
уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и
прятавшие ценности, знают всё и могут проболтаться о скрытых сокровищах.
Поэтому, когда церемония похорон завершилась и всё было укрыто, заложили
среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав
всех мастеровых и тех, кто наполнял могилы ценностями, так что никто оттуда не
вышел. Сверху посадили деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы".
Подобно возводившим пирамиды фараонам, Ши-хуан довёл до изнеможения свою страну
– и после его смерти народ поднялся на восстание. Повстанцы осадили столицу, и
преемник Ши-хуана, повязав шею верёвкой, сдался крестьянскому вождю Лю Бану.
Страна распалась на "сражающиеся царства" и шесть лет содрогалась от
яростных войн. Города обратились в развалины, погибло около половины населения
Великой Равнины. В 202 году Лю Бану удалось подчинить новых "ванов" и
"хоу" и восстановить в Поднебесной мир – однако власть новой династии
Хань была слабой и вассальные князья часто поднимали мятежи. Ханьские князья во
многом напоминали князей эпохи Чжоу; они содержали свои дружины, а во времена
мира совершали во дворце Сына Неба древние ритуалы и давали вассальные клятвы.
Казалось, что на Великую Равнину вернулось прошлое – но это была лишь иллюзия.
События развивались по одним и тем же незыблемым законам; четыре десятилетия
покоя наполнили Поднебесную новыми поколениями, и демографическое давление
быстро повысилось. К середине II века население возросло более чем вдвое и
снова подошло к роковой черте: началось Сжатие.
Политика и экономика
Ослабление моральных устоев, характерное для 1920-х годов, получило отражение в деятельности администрации Уоррена Гардинга, который на президентских выборах 1920 одержал верх над кандидатом от демокр ...
Нормандское завоевание
К середине XI в. в
Англии в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс
феодализации еще не завершился. Значительная часть крестьян, особенно на
северо-востоке страны, в области &laq ...
Начало крестоносного движения
В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал
церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил
с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства,
призыва ...