В своих работах 30-х — начала 40-х годов М. Блок продолжал развивать традиции многопланового изображения и понимания феодального строя, наметившиеся еще у отдельных представителей позитивистской медиевистики. Он мыслил феодализм как единый общественный строй, определяемый условиями существования данного общества.
Социальные признаки этого строя он видел не только в вассальных связях внутри класса феодалов или политической структуре, но и в крестьянско-сеньориальных отношениях, которые, как и вотчинный строй в целом, считал неотъемлемым, органическим элементом феодализма. Однако, оставаясь на плюралистических методологических позициях, М.
Блок был непоследователен и противоречив в развитии этой точки зрения. Он утверждал, в частности, что вотчина, или «сеньория», во Франции и других западноевропейских странах возникла задолго до феодализма «в собственном смысле слова», имея в виду систему ленного права. Иными словами, М. Блок, критиковавший позитивистских историков за их факторный подход, сам, по сути дела, возвращался к эклектической теории двух феодализмов. Другое противоречие его взглядов проявлялось в том, что, отводя в определении феодального строя столь большую роль крестьянско-сеньориальным отношениям, Блок отрицал их решающее для всей структуры общества значение. Решающим же фактором, определявшим, в конечном счете, все стороны феодального строя, он, подобно Ж. Флакку, считал систему личных связей всеобщей зависимости и покровительства, в которой видел выражение социально- психологических мотивов и представлений, порожденных примитивностью жизненного уклада, быта и мышления эпохи раннего средневековья. Поэтому, хотя М. Блок сделал очень много для изучения и понимания целостной картины развития феодального общества во Франции и вообще в Западной Европе, его концепция феодализма в целом оставалась противоречивой и эклектичной.
Конные ристания и различные спортивные игры в Византии
Любимым зрелищем
жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке
(ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром
социально-политической борьбы, ...
Обострение классовой борьбы в деревне и социальных противоречий в городах
Сеньориальная
реакция и «рабочее законодательство» привели к значительному обострению
классовой борьбы в английской деревне. От «рабочего законодательства» страдала
главным ...
Германцы при Таците жили еще догосударственным строем
Высшая власть
оставалась и теперь за народным собранием, которое решало вопросы войны, мира и
другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд
в соответствии с обычая ...