Пискорский — в России, основываясь на новых выводах общинной и классической вотчинной теории, признавали значительную роль германских завоеваний, указывая, что последние принесли с собой в Западную Европу свободную общину и возрождение свободного крестьянства. Последнее исчезло лишь в ходе аграрного переворота VII—IX вв. в результате феодализации и развития вотчинного строя. Подчеркивая также глубокий социальный переворот, которым сопровождался этот процесс, сторонники рассматриваемой концепции в то же время отмечали наличие зародышей будущего феодального строя в аграрных и социальных отношениях позднеримской империи III— V вв. (прежде всего в колонате), а также частичное сохранение последних на завоеванных германцами территориях и их взаимодействие в процессе феодализации с разлагающимися общинными отношениями.
При этом русские медиевисты уже в последней трети XIX в. развивали более дифференцированную концепцию генезиса феодализма применительно к разным народам и областям Западной Европы. М. М. Ковалевский и П. Г. Виноградов показали в своих работах, что синтезный путь развития феодализма был характерен лишь для стран континентальной Западной Европы, в частности для Франкского государства и Италии, тогда как в Англии процесс феодализации проходил без существенных влияний позднеримского аграрного строя, на основе спонтанного разложения свободной англосаксонской общины.
Позднее Д. М. Петрушевский отметил, что и синтетический путь развития феодализма имел существенные различия в Северной Галлии, в Вестготском королевстве и в Италии.
Французское государство в начале XIV в.
В начале XIV в.
королевский домен охватывал уже большую часть страны.
Присоединение в XIII
в. Лангедока (так стало называться бывшее графство Тулузское) дало Капетингам
возможность проникать в юго- ...
Государства крестоносцев были очень непрочными
Государства
крестоносцев - небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную
полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200
километров, была весьма уязвима ...
Переговоры крестьян с королем
Крестьяне в массе
верили в «доброго короля» и приписывали все свои беды его дурным советникам.
Вопреки приказу мэра городская беднота не позволила запереть ворота перед
восставшими. Вс ...