Византийская архитектура
Страница 12

3. Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время

Сохранившиеся в составе государства немногочисленные восточные области Византийской империи находились в средневизантийское время под постоянной угрозой вражеских нашествий. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объему. Главное внимание здесь было обращено на восстановление и некоторое расширение городских укреплений и на ремонт тех построек, которые еще могли служить. Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве. Это объясняется тем, что последующее завоевание турками привело к разрушению зданий или к изменению самого назначения построек, что было связано с их перестройкой. Новые жилые дома могли строить себе только крупные светские и церковные землевладельцы, а также наиболее богатые горожане. Это были всего лишь единичные сооружения. Главными общественными зданиями были в то время церкви. Их, где было возможно, строили также и заново. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек. Ответы как сделать ставку на футбольный матч Greenmile.

В качестве примера крупного города в Малой Азии, просуществовавшего в составе Византийской империи на протяжении почти всего средневизантийского времени, следует привести Никею. Стены города и основная система планировки улиц сохранились от античности и от ранневизантийского периода.

Другим примером средневизантийского города может служить Корикос, расположенный на южном морском побережье Малой Азии, в Киликии. Город интересен тем, что он составляет часть системы крепостей, построенных в 1104 г. адмиралом Евстафием для защиты византийского государства.

Для средневизантийского времени очень характерно создание отдельных укрепленных точек для защиты города, в противоположность ранневизантийскому периоду, когда целые города окружали большим кольцом стен.

Большие здания крупных городов восточных областей Византийской империи хорошо представлены собором в Майафаркине в Месопотамии. Это редкий восточновизантийский представитель архитектурного типа пятинефной крестовокупольной системы.

Отличия от зданий Константинополя отчетливо выступают в строительных материалах, архитектурных конструкциях и художественной композиции.

Вывод: средневековая архитектура имеет все же единый характер. Ее единство основано на том, что в ней преобладает центрическое монументальное здание, увенчанное куполом. Именно купол является излюбленной формой византийских зодчих, которую они постоянно применяли и многократно варьировали. Архитектурная разработка купола составляет наиболее ценное содержание византийских зодчих.

III. Поздневизантийская архитектура

Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными изменениями в архитектуре. Византийская империя доживала свои последние дни. Поздневизантийский период соответствовал по времени эпохе готики и зарождения Ренессанса в Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе.

К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя – здание, которое турки назвали Текфур-Серай. В это время Большой константинопольский дворец был оставлен двором, который помещался во Влахернском дворце, расположенном на самой высокой точке Константинополя.

Текфур-Серай представляет собой небольшую часть Влахернского дворца. Это летний зал и столовая, расположенная в третьем этаже и построенная над более ранними стенами, которыми Влахернский дворец был укреплен со стороны города.

Отличительной особенностью кладки Текфура, по которой сразу сожно определить поздневизантийское здание Константинополя, является включение камня в кладку арок.

Для последнего периода византийской архитектуры очень характерна насыщенная декоративность фасада Текфура. Живописный характер имеет сама кладка стен. В ней эффективно чередуются узкие красные полосы кирпича и сплошные полосы камня теплого желтого тона.

Общий облик Текфур-Серая - оживленный, живописный и очень нарядный. Сдвиги, проемов, аркады, общая асимметрия и, в особенности, кирпично-каменная желто-красная декорация, созданная при помощи самой кладки, весьма украшают здание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15