Византийская империя и восточно-христианский мир
Страница 10

Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной

византийской элиты уберечь и культивировать рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.

Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут

теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв.

Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой

отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,

отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные

характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как

господствующие черты произведений литературы, созданных во второй

половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным

образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и

ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были

сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия

вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо

и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное

идейное содержание литературы этого рода.

Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В

середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были

обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом. Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.

Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей

популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на

развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация

нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,

жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко

оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с

несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -

неотъемлемый элемент множества византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических

произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической

поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и

агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит

стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок

монастырской жизни.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на

шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в

XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, жанров, и

художественных форм. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

На второй период приходится также и расцвет византийской

эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано

борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось

подытожить главные христианские концепции образа и на их основе

разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего

применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции

образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12