Византийская империя и восточно-христианский мир
Страница 11

образов символических и миметических (подражательных), по-новому

осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета

живописи в религиозной культуре.

Возрождался интерес к физической красоте человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды.

В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,

пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на

художественную практику ряда других стран Европы и Азии.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были

особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на

судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось

иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов

изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)

возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.

Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно

возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более

устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху

иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора

сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения

светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать

византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось

усилением стилизации, призванной служить целям передачи через

зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в

этом образе религиозной идеи.

Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного

мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые

памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые

сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,

богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако

подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на

XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа

мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в

живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные

школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран

византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась

слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил

распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и

архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение

вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма.

Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки.

Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ.

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое

церковное искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку, музыки фольклорной, мелодии которой проникали ранее даже в литургию.

Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярным жанром церковной музыки стал канон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12