Древнее Двуречье
Страница 4

Из [Ассирия|Ассирии] почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, [гимны] и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские [анналы]. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо [Набушаллимшуну] к богу о походе Саргона II в 714 дон. э. против [Урарту]. После падения [Ассирия|Ассирии]в конце 7 в. до н. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т. п., вся литература народов древнего Двуречья — стихотворная.

Пластическое исскуство

В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох. Замедленность общественного развития и подчинение искусства религии обусловливают устойчивость художественных структур и стилевых принципов.

Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане «Белый храм» в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В период Джемдет-Наср (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).

Архитектура

В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. В эпоху возвышения [Шумера] усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.). К раннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с «жилищем бога» наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний двор.

Мелкая пластика [Шумера] (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума — правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура — мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура — орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10