Культура Древней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства
Страница 11

Язычество не выделяло человека из природы. Из его вечного круговращения, он был неразделим с миром. С принятием христианства культура осознает себя и своё место в мире.

Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушившую прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение, в корне меняя всю сферу мыслительной деятельности, вступало в конфликт с предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Так, в летописях описываются «бесовские» языческие игрища, народные восстания под предводительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичными языческими праздниками являются Новый год, масленица, день Ивана Купалы. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Важная особенность принятия христианства на Руси связана с наличием у её своей письменности, т.е. было слово, обращённое к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны.

Архитектура и роспись многочисленных церквей, строящихся по всей стране, строго подчинялись правилам, которые диктовали даже расположение сюжетов из Священного Писания.

Через короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославле Мудром: были построены каменные церкви, соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, успешно развивались иконопись, литература, осуществлялась переписка книг, которые украшались миниатюрами, наподобие Остромирова Евангелия. С принятием христианства связано появление на Руси переводных работ древнегреческих, византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при монастырях возникновении культурных центров.

Подобно всем мировым религиям, христианство на национальной почве приобретало новые черты, непосредственно связанные с особенностями национального характера, с предшествующей культурной традицией, становясь более или менее синкретичным. Русское православие способствовало формированию человека нового типа. Этот человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Древнее понятие правды, переосмысленное с позиций православия, получило статус божественного идеала духовного совершенства от социальной справедливости. Повседневная жизнь, очень далёкая от идеала и противопоставляемая ему, мало интересовала православную церковь.

Большое значение придавалось совести, христианской морали. В самом выдающемся литературном и философском произведении Древней Руси «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона благодать, обращённая к душе человека, ставится выше закона, обращённого только к внешней стороне жизни человека, т.е. правовое сознание не выделялось из морального сознания.

В Древней Руси сложился своеобразный тип святого, который не похож ни на византийского , ни на западноевропейского святого. Первые русские национальные святые князья Борис и Глеб безропотно приняли смерть во имя правды.

Православие стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка, власти и веры, без которого впоследствии было бы невозможно становление единого государства, а также его сохранение в ходе земель.

Заключение.

Дохристианская Русь, обладавшая богатым культурным потенциалом, представляя естественную контактную зону между Востоком и Западом, творчески усваивала влияния из вне. Это породило «вселенскость» как характернейшую черту русской культуры. На протяжении многих тысячелетий славянское язычество представляло собой высокий уровень образно-поэтического иррационального восприятия действительности. Своё художественное выражение нашло в фольклоре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12