Культура Древней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства
Страница 6

Письменность.

Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с уверенностью сообщают арабские и немецкие источники 10 века. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу,о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о «русских письменах», полученных одним из кавказских царей. А также договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Нтв программа на сегодня.

Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности для бытовых целей: в гнездовских курганах, у села Гнездово, к югу от Смоленска, найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней мере, серединой 10 века.

Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (рубеж 9-10 веков) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали «черты» и «резы» (не сохранившееся пиктографическое* письмо),при помощи которых «чтаху и гадаху»**. Так как область применения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знаки собственности и т.п.)), для записи сложных текстов славяне использовали так называемую «протокириллицу»***.

Полагают,что при создании славянской азбуки византийские монахи – миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во второй половине 9 века) ими была создана глаголица, а на рубеже 9-10 веков появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего богослужения на национальных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность бытовала не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове. Смоленске, а также надписи-граффити**** на стенах, сохранившихся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось «учение книжное» детей «народной чади», «старост и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.

Крещение Руси в конце 10 века способствовало бысторому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению,использовался в качестве языка церковной службы, а в следствие этого произошло и его становление как литературного.

Первые из дошедших до нас рукописных книг относятся к 11 веку. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствуют о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. «Книжными мужиками» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

*пиктографическое – рисуночное.

** «чтаху и гадаху» - читали и гадали.

*** «протокириллица» - запись славянских слов с помощью греческого алфавита.

**** граффити (от лат. graffity – нацарапанный) – древние надписи, главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

Литература.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература.

ü Летопись

Одним из её основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось дело государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12