Продвижение русских на Урал в XI-середине XVI вв.
Страница 12

Заодно московские рати взяли на щит Арскую землю между Казанью и Хлыновым, где жили выходцы с далекого Енисея - идолопоклонники, имевшие своих шаманов. Арские князья были привезены в Москву, но затем отпущены после того, как согласились платить дань.

Особой грамотой Иван III разрешил свободное заселение вятской земли русскими людьми. Это вызвало усиление притока русских колонистов в земли удмуртов.

Так шло быстрое продвижение московских сил на северо-восток. Однако зауральские князья не захотели мирных отношений, и в ответ на их набеги в 1499 году был совершен новый поход за Урал.

Иван III решил окончательно покорить Югру с тем, чтобы она платила дорогую меховую дань Москве. По приказу Великого московского князя была собрана рать до пяти тысяч человек. Под знаменами Москвы были двиняне, устюжане, вологжане, вятичи, пинежане, а также мордовские, татарские и вотяцкие воины. Рать возглавили князья Семен Курбский, Петр Ушатый и воевода Василий Гаврилов (Заболоцкий-Бражник). В 1499 году московская рать двинулась на северо-восток, к берегам Печоры. Войско разделилось на отряды. Ушатый повел свой отряд мезенским путем, Курбский пошел вычским волоком, а Василий Заболоцкий-Бражник поплыл Волгой и Камой, а затем перешел на Печору волоком. Войско, объединившись на Печоре, основало там Пустоозерский острог - опорный пункт для похода за Урал-Камень, для покорения всей Югорской земли. Отсюда московское войско, разбившись опять на отряды, на лыжах по свежему насту устремилось к подножию Полярного Урала. Но сходу преодолеть горы не удалось. Отряды в течение семнадцати дней безуспешно пытались перевалить через высоты Полярного Урала.

Через обнаруженное ущелье московское войско вышло на просторы северной Азии. Ратники мчались на лыжах, оленях и собачьих упряжках. Вскоре русское знамя взвилось над стенами главного вогульского города Ляпина. В Ляпин явились югорские князья с самых низовьев Оби и добровольно признали власть и покровительство Москвы.

Из Ляпина московское войско пошло в глубину Югорской земли. Было взято свыше тридцати югорских укрепленных поселений. Покорить Югорскую землю, дойдя на лыжах до Оби, отряды Курбского и Заболоцкого-Бражника повернули назад и вновь сошлись в Ляпине.

Весной 1500 года Москва встречала победителей Югры колокольным звоном. Семен Курбский завершил трудный и победоносный поход. Он присоединил к московским владениям земли от Печоры до Оби.

К титулу Ивана III было включено звание «князя Югорского, Обдорского и Кондийского».

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Заключение

Уральские племена, как и ряд других народов на территории нашей страны и за рубежом, перешли от первобытнообщинного строя к феодальному.

Достигнутый уровень сельскохозяйственной техники у земледельческого населения создал условия для развития индивидуального натурального хозяйства.

Родоплеменная знать переходила от эксплуатации обедневших сородичей, прибегая как к экономическому закабалению (различные ссуды при последующей отработке), так и к внеэкономическому принуждению, используя силу военных дружин. При этом даннические отношения превращались в раннефеодальные формы эксплуатации складывающегося класса феодально-зависимого крестьянства.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Большую роль в развитии уральских народов сыграли экономические и культурные связи с соседними феодальными государствами.

В южной части Приаралья, где подобные контакты были более близкими (Волжская Булгария, государства Средней Азии), феодальные отношения складывались быстрее, в отдаленных от основных путей сообщения районах этот процесс шел медленнее. Огромную роль сыграло и проникновение религий классового общества. На Северном и Среднем Урале распространяется привнесенное из русских земель христианство. Народы Южного Урала испытывали сильное влияние мусульманской религии из Волжской Булгарии и Средней Азии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13