Продвижение русских на Урал в XI-середине XVI вв.
Страница 5

Однако патриархальные отношения разлагающегося родового строя были преобладающими. Счет родства велся по мужской линии. Детские погребения в могильниках обычно находятся рядом с мужскими. В могильниках XII-XV вв. заметны проявления возрастающего имущественного неравенства семей.

Власть знати становится наследственной. По преданию, богатырь Донды получил власть племенного вождя в наследство от отца и распространил ее на всех северных удмуртов, встав во главе союза племен, центр которого носил его имя. Представители местной знати опирались на военную дружину; обнаружены погребения мужчин-воинов в могильниках. Они присвоили себе право распоряжаться землями рода, племени и союза племен.

Народные предания говорят о постоянных военных столкновениях между местными вождями в борьбе за власть и землю, что характерно для периода становления раннего классового общества. Этой феодализирующейся знати принадлежат наиболее богатые погребения со значительным количеством привозных предметов роскоши и оружия. Землевладельческой знати принадлежат и богатые клады личных вещей и украшений.

До начала русской колонизации удмурты сохраняли языческую религию. В металлической скульптуре прослеживаются постепенное отмирание родовых культов животных и растений и замена их культом предков и небесных светил, имевших чаще уже межплеменное значение.

На разложение родового строя и становление феодализма у южных удмуртов оказала влияние болгарская колонизация. Часть их территории была захвачена болгарами, а население обложено данью - своего рода формой коллективной феодальной ренты. По примеру болгарских феодалов местная родовая и племенная знать также стремилась к захвату земель и эксплуатации своих соплеменников. Однако рядовые общинники упорно сопротивлялись притязаниям знати, а иногда и уничтожали ее представителей. В XV в. сложился небольшой слой землевладельческой знати, опиравшейся на военные дружины, явившийся зародышем класса феодалов. Он эксплуатировал труд закабаляемых крестьян - общинников, из которых формировалось феодально-зависимое население.

2.3. Культура предков коми-пермяков и коми-зырян.

Первое достоверное упоминание о предках народа коми под именем "Пермь" содержится в вводной части «Повести временных лет»: «В Афетове же части седят Русь, Чудь и вси язви, Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочьская Чудь, Пермь, Печора, Ямь, Угра». Далее указывается, что Пермь наряду с другими перечисленными народами платит дань Руси.

Слово «Пермь» имеет прибалтийско-финское происхождение и означает «окраина», «край земли», «земля за рубежом». Это не самоназвание народа. Народ называет себя «коми», что означает «человек», «мужчина».

Северные коми, в отличие от южных, коми-пермяков, известны, кроме того, как коми-зыряне. Это название в литературе появляется впервые в «Житии Стефана Пермского». Слово «сыряне-зыряне» связывают с финским «сюръя» - «край, сторона», и, следовательно, «сюръяйнен» - это «крайний, дальний». «Пермь» и «зыряне» - синонимы и обозначают «живущие на краю». Следовательно, «зыряне» - это народ, родственный прибалтийским финнам и саамам, живший ранее в Подвинье.

Коми язык входит в уральскую языковую семью, представленную двумя ветвями: финно-угорской и самодийской. Предки финно-угорских народов в глубокой древности жили в северной полосе лесной зоны Евразии - от Оби до Прибалтики. Они занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством, которые многие столетия оставались для них главными источниками существования. Постепенно в процессе их расселения выделялись отдельные народы со своим языком, культурой.

Прапермская общность выделилась из финно-угорского массива в I тысячелетии до н. э. Общие предки коми и удмуртов (прапермякове) жили в Волго-Камье, а также в бассейнах Печоры и Вычегды. Уже в ту отдаленную эпоху земли предков коми манили «заморских» купцов несметными пушными богатствами. Воинственные соседние скифы и даже греческие купцы получали ценные северные меха в обмен на оружие и ювелирные украшения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13