Блокада Ленинграда. Ледовые Дороги Жизни. Прорыв энергетической блокады
Страница 3

Время шло но ленинградскую группировку войск Красной Армии никак не мог.

Так продолжалось почти до конца сентября. В последние дни сентября мы не только оборонялись, но уже перешли к активным действиям. Был организован ряд контрударов в районах Колпина, Пулковских высот, и эти действия, видимо, окончательно убедили противника в том, что оборона Ленинграда ещё сильна и сломить её наличными силами не удастся.

Немцы, прекратив атаки, перешли к разрушению города с воздуха и артиллерийским огнём.

.900 дней бились войска Красной Армии, Военно-Морского флота и жители города за свой любимый Ленинград. Ни массовые жертвы, ни голод, ни холод не сломили дух и доблесть защитников.

Легендарной славой овеяна знаменитая дорога жизни, связавшая Ленинград с Большой землёй.

Ледовые дороги жизни.

Трасса действовала с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года : в периоды навигации - по воде, в периоды ледостава - по льду, из Кобоны до Ваганова и Кокорева. Всего 30 км ледяного пути, но чего эти километры стоили! Гитлероцы предпринимали отчаянные усилия парализовать работу автомагистрали. Она обстреливалась артиллерией, над ней << висела >> вражеская авиация, сбрасывающая фугасы и кассеты, начинённые прыгающими минами -<< лягушками >>, как их прозвали наши бойцы; неоднократно делались попытки захватить трассу наземными войсками.

Эта трасса сыграла исключительную роль в обороне Ленинграда. По ней в осаждённый город подвозили продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы, эвакуировали больных, раненых, нетрудоспособных, промышленное оборудование, культурные ценности. Недаром народ называл её << Дорогой жизни >>. Достаточно сказать, что всего по ней было перевезено свыше 1миллиона 615 тысяч грузов, эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек, в том числе по ледовой дороге более 1 миллиона тонн грузов и около 600 тысяч человек.

<< Дорога жизни >> была главной, но не единственной ледовой автомобильной дорогой.

В финском заливе, на западной границе блокированной зоны, проходила ледовая автомагистраль Шепелевский маяк - остров Сескар - остров Лавенсари ( ныне Мощный ) протяжённостью 71 километр. Её пересекала дорога немцев, ориентированная с севера ( маяк Стирсудден ) на юг ( Кургальский полуостров ). На перекрёстке этих трасс, прозванном остряками << международным >>, нередко происходили стычки с противником. Под вспышки разноцветных ракет и яростный стук пулемётов наши автомашины, следовавшие с сильной охраной, с боем прорывались к островам Сескар и Лавенсари.

Наконец, разветвлённая сеть ледовых дорог была внутри блокированной зоны. Они соединяли Кронштадт с северным и южным берегами залива. Эти трассы, известные теперь как << Малая дорога жизни >>, имели первостепенное значения для жизнедеятельности Кронштадта, Ораниенбаумского плацдарма, островов Сескар и Лавенсари - передовых пунктов базирования Балтийского флота.

К подготовке зимних коммуникаций приступили ранней осенью 1941 года, задолго до того, как мороз сковал воды Ладоги. В этом сказалась прозорливость партийных и военных руководителей обороны города.

К началу войны озеро было достаточно хорошо изучено. Однако, как ни полны были сведения о Ладоге, сейчас потребовалась информация иного характера. Нужны были надёжные данные о прочности и устойчивости ледяного покрова, его способности выдерживать большие нагрузки.

Полмесяца напряжённой работы ушло на то, чтобы собрать все известные сведения. И вот 24 сентября А. А. Жданову, членам Военного Совета Ленинградского Фронта, секретарю горкома партии А. А. Кузнецову и начальнику Главного Морского Штаба вице-адмиралу И.С. Исакову были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова.

В этот день фактически и родился проект ладожской << Дороги жизни >> .

Конечно, все понимали, что собранных данных недостаточно для решения всех проблем, которые будут возникать в необычных и опаснейших ситуациях эксплуатации ледовых дорог. Как с наименьшим риском для людей и техники создавать и пользоваться такими дорогам? Как при этом выполнить главную задачу, поставленную суровыми обстоятельствами блокады и диктовавшую необходимость перевозить в город как можно больше продовольствия, боеприпасов и других жизненно необходимых грузов и эвакуировать из города сотни тысяч людей?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8