Блокада Ленинграда. Ледовые Дороги Жизни. Прорыв энергетической блокады
Страница 7

24 августа 1942 года по железной дороге из Ленинграда на берег Ладожского озера прибыли первые барабаны с кабелем.

На воздушной части сооружаемой линии электропередачи напряжение было выбрано 60 кВ, а подводный кабель завод << Севкабель >> в условиях прифронтовой работы смог изготовить лишь на 10 кВ. Поэтому решили уложить параллельно пять кабельных линий, каждая длиной 22,5 км. Эти кабели предстояло проложить по дну озера между маяком Осиновец и мысом Корредж на восточном берегу Ладоги. Коврики Mercedes-Benz mercedes автомобильные коврики.

В укромной бухте Морье, между железнодорожной веткой и пирсом, оборудовали монтажную площадку. Здесь кабель осматривали, испытывали высоким напряжением, вырезали концы, негодные из-за дефектов изоляции. В помощь строителям были высланы работницы заводов << Красный выборжец >> и << Ильич >>. И хотя это были ослабевшие от голода женщины, они самоотверженно трудились, вручную подавая кабель в трюмы большой железной баржи.

Когда эта работа была закончена, баржу отвели в сторону, а под загрузку поставили вторую баржу. Более восьми суток соединяли концы кабеля муфтами в трюмах первой баржи.

.4 сентября поздно вечером в сопровождении двух морских охотников караван вышел на просторы Ладоги. Буксир тянул баржу, на которой находилась половина кабельной линии; неподалёку шёл резервный буксир. Бок о бок с баржей двигался тендер (небольшое самоходное судно).

В ночном небе летали самолёты врага, где-то в стороне опускались на парашютах осветительные ракеты. Плыли по намеченной трассе на мыс Корредж со скоростью не более 4 км в час и осторожно опускали кабель на дно.

Напряжённо работали палубная и трюмная команды, укомплектованные солдатами роты связи. Чтобы не образовалась петля и не произошло скручивание кабеля, грозившие изломом оболочки, люди брали очередной круг кабеля на руки и направляли его в спускной лоток. Когда подходила муфта, массой 220 кг, её подцепляли краном, расположенным на тендере; стрела его разворачивалась, выносила муфту вперёд и с помощью ручной лебёдки водолазы бережно опускали её на дно. Вторую половину кабеля уложили в одну из последующих ночей.

Во время прокладки кабелей баржу приходилось вести в кромешной тьме и при этом так, чтобы каждая новая линия не пересекалась с предыдущими и проходила там, где рельеф дна наиболее благоприятен. Связь с берегом поддерживалась через опускаемый кабель. В нужные моменты по сигналу капитана лишь на полминуты зажигались маяки на обоих берегах озера, и курс корректировался.

Благодаря чёткой, слаженной работе, прокладку каждой последующей линии удавалось закончить в течение одной ночи. Монтаж последней, пятой линии пришлось вести днём. Это случилось из-за того, что буксир и морские охотники пришли с большим опозданием - после боевой операции.

30 октября, когда была уже пройдена половина трассы, на горизонте появились фашистские бомбардировщики. Объявлена тревога. Приготовились к бою зенитчики на морских охотниках, солдат за пулемётом на барже. Прокладка кабеля продолжалась.

16 бомб сбросили << юнкерсы >> на караван. 11 корабельщиков были убиты, 20 ранены. Смертельно ранен капитан-лейтенант П. Т. Ивановский. Кабель на барже повреждён осколками. В самой барже - пробоины. На тральщике начался пожар. Сбросив буксирный конец он ушёл к восточному берегу.

Водолазы бросились заделывать пробоины на барже. Кабель обрубили, запаяли свинцовую оболочку. К концу его прикрепили два буйка и сбросили на дно. Резервный буксир привёл баржу в бухту Морье. Только ночью 4 ноября представилась возможность закончить прокладку кабеля.

Но ещё 23 сентября 1942 года в 18 часов была включена первая кабельная линия. Энергетическая блокада была прорвана. На многих предприятиях ожили станки, двинулись с места мостовые краны, всё больше оружия и больше боеприпасов стало поступать на фронт. Больше стало света в операционных и палатках госпиталей, больницах. Усилилось движение трамваев. Более 3 тысяч домов было подключено к оживающей и набирающей силы энергосистеме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8