Газета "Хыпар" и ее роль в чувашском национальном движении в начале XX века
Страница 2

Процесс политического и экономиче­ского развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-эко­номического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полу­колониальное положение, слабое разви­тие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь ус­ложняли процесс, не меняя его основ. http://osvobojdenie-rc.ru/ как самому избавиться от алкогольной зависимости.

Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демон­страции рабочих промышленных цент­ров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под ру­ководством революционных социал-де­мократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в рево­люционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политиче­ским: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой цар­ское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».

Важное значение в повышении рево­люционной активности масс имело рас­пространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда мест­ными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормов­ского завода», «Отчет Сормовской со­циал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленин­ской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходника­ми, работавшими на нижегородских предприятиях.

Назреванию революционного кризи­са способствовала русско-японская вой­на, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия об­щественной жизни, усилила недоволь­ство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабо­чих и крестьян Чувашии политике ца­ризма и произволу его местных влас­тей. Крестьяне начинают проявлять ин­терес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литера­туры. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ от­крыто стал восставать против сущест­вующих порядков в государстве. Поя­вились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразо­вания государственного строя, свободы печати . Простолюдины вместе с интел­лигентными лицами собирались на ули­цах и производили разные беспоряд­ки . читали разные прокламации и пе­ли революционные песни .»

Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»

После поражения декабрьского вооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, стала усиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариат отступал организованно, с боями.

В сложной обстановке разгула реакции и военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийных организаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героические революционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс к штурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактике использования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционную работу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске, Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в Малых Яль-чиках Тетюшского уезда, Мариинском осаде Чебоксарского уезда, Цивильске.

В 1906 году большевики проводили собрания и митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки, прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года, наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературы на языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селах Чувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.

Для агитационной работы большевики широко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельности Казанского комитета РСДРП в Чувашию в 1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционной литературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературы переводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6