Газета "Хыпар" и ее роль в чувашском национальном движении в начале XX века
Страница 4

После Октября 1917 г. он работал в Казанском университете, Восточном педагогическом институте, занимался подготовкой учеб­ников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупность опубли­кованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук. Осенью 1961 г. Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем», ученый тихо скончался.

Ближайшими его сотрудниками и помощниками были бывшие ученики Симбирской чуваш­ской школы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков. Тираж первых номеров «Хы­пар» составлял 1500 экземпляров.

В первое время газета «Хыпар» дер­жалась либерального направления и возлагала надежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать револю­ционно-демократические идеи.

В росте политического сознания тру­дящихся Чувашии и усилении их рево­люционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы, фельетоны, пьесы и другие произведения чуваш­ских революционных писателей и поэ­тов Т. С. Семеново-Тайра, М. Ф. Аки­мова, Н. И. Полоруссова-Шелеби, Д. А. Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газе­те «Хыпар».

«Хыпар» систематически помещала статьи о революционном движении в стране, перепечатывала из русских ле­вых газет статьи и заметки, рассказы­вающие о выступлениях рабочих и кре­стьян России.

С июня 1906 года редакторами газе­ты были последовательно С. К. Кирил­лов, С. И. Игнатьев, П. А. Алексеев, В. И. Иванов. С августа 1906 года газе­та выходила под руководством «Чуваш­ского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.

Несмотря на непоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основ­ных вопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней пуб­ликовались статьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чу­вашского крестьянства. В статьях по аграрному вопросу газета разъясняла массам необходимость безвозмездной передачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель в общенародное достояние.

На первом этапе своей деятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос с буржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установления равноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов. «Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за 1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди, все равны . У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надо сплотиться и действовать вместе. .Если мы хотим изменить законы, все народы должны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».

В ряде статей и заметок газета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством, ниспровержения царского самодержавия.

«Хыпар» уделяла большое внимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке. В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7 тысяч экземпляров. Появилась серияполитических брошюр: «О политических свободах» (арестована цензурой), «О налогах», «Необходимые всем сведения», «Современное положение» и др.8 брошюре «Автономия и единство России» выражалось пожелание, чтобы государственный строй в России был построен на началах автономного управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того, что создание такого строя невозможно безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытывала серьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудники и разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивались цензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобы помешать распространению газеты среди населения. Нередко жандармы явля­лись в типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали. Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27 мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета «Хыпар» просуществовала лишь окало 17 меся­цев и проявляла непоследовательность, она сыграла важную роль в развитии и укреплении чувашской революцион­но-демократической мысли, в росте политического сознания широких масс чувашского народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6