Другая Страна была очень похожа на Страну Шумеров. Большая река неторопливо
несла свои воды к морю; на берегах реки стояли храмы, и храмовые рабочие в
льняных юбочках обрабатывали поля; во дворе храма сидели на корточках
бритоголовые писцы и вели отчетность. Так же, как в Шумере, страной управлял
царь-бог, собиравший десятки тысяч рабочих на строительство дамб и возводивший
похожие на зиккураты пирамиды.
Эта страна называлась Кемет, Египет,а большая река – Хапи, Нил. Каждый год в
начале июня река разливалась и, поднимаясь на десять метров, затопляла долину.
Над водой оставались лишь стоящие на холмах деревни и храмы, соединённые узкими
полосками дамб. В ноябре вода спадала, оставляя после себя чёрный слой
плодородного ила, из-за которого страна и называлась Кемет – "Черная
земля". В декабре на поле выходили рабочие отряды, рыхлили черную землю
мотыгами и сеяли пшеницу. В марте серпами с кремниевыми зубьями срезали колосья
и относили снопы на храмовый двор.
Когда-то давно Египет был разделен на храмовые города-государства,
"номы". В разных города поклонялись разным богам: солнцу-Ра,
небу-Нут, быку Апису, крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис;
по легенде, Осирис был убит злым богом пустыни Сетом и затем воскрешён своей
женой и сестрой – Исидой. Когда первый фараон, Мина, объединил страну, он
провозгласил себя богом Гором, сыном Осириса. Мину изображали с мотыгой в
руках: этот царь мобилизовал многие тысячи крестьян и огородил дамбами нижнее
течение Нила. Прежние болота превратились в плодоносящие поля, и страдавшие от
голода бедняки были обеспечены хлебом; благодарный народ почитал фараона как
бога. Наследники Мины также называли себя богами и возводили себе при жизни
заупокойные храмы; эти храмы постепенно увеличивались в размерах и, в конце
концов, превратились в огромные возвышающиеся над долиной пирамиды.
Пирамида Хеопса, одно из чудес света, имела высоту 150 метров; для ее
строительства были мобилизованы рабочие отряды со всей страны; сто тысяч
рабочих, сменяясь каждые три месяца, возводили пирамиду 30 лет. Сын Хеопса,
Хефрен, построил ещё одну гигантскую пирамиду рядом с пирамидой отца; у ее
подножия возлежал сфинкс – колоссальный каменный лев с лицом фараона. Вокруг
великих пирамид простирался город мертвых: вдоль улиц этого города стояли
гробницы вельмож, хранившие их мумии – как, фараон, его слуги надеялись на
жизнь после смерти. Они надеялись воскреснуть, подобно Осирису; и их тела
должны были быть готовы к этому воскрешению – поэтому из них делали нетленные
мумии.
Великие стройки довели народ до изнеможения, и фараоны были вынуждены уменьшить
размеры своих гробниц. Царская власть постепенно слабела; правители областей,
номархи, превратились в полусамостоятельных князьков; они создавали собственные
заупокойные храмы с сотнями жрецов и рабочих. Никто не помышлял о строительстве
новых дамб и о хлебе для бедноты – а, между тем, население всё возрастало. В
конце концов, голод привел к восстанию. "Царь захвачен бедными людьми, –
писал жрец Ипувер. – Детей знатных разбивают о стены…Мумии выкинуты из гробниц…
Простолюдины стали владельцами драгоценностей… Каждый город говорит: "Да
будем мы бить имущих среди нас…" Мор по всей стране. Кровь повсюду".
Древнее Царство фараонов погибло в огне восстаний, и страна распалась на номы.
Война, голод и мор погубили большую часть населения; для возрождения деревень и
городов потребовались многие десятилетия. Через двести лет, когда города вновь
стали многолюдными, фараон Ментухотеп I объединил страну и восстановил древнюю
Империю. Были построены новые ирригационные системы и новые храмы; цари вновь
наделяли крестьян землей и возводили пирамиды. Это время вошло в историю как
эпоха Среднего Царства; оно совпало со временем возрождения Двуречья при
Хаммурапи. Так же, как в Двуречье, в Египте в это время уже не было рабочих
отрядов; земли храмов обрабатывали трудившиеся на индивидуальных наделах
"царские люди". "Царские люди" получали от храма
довольствие, посевное зерно, орудия труда, а затем сдавали в храмовые амбары
весь урожай.
Время от времени население деревни выстраивали в шеренги и подвергали
"смотру"; писцы и жрецы шли вдоль рядов и проверяли, кто где
работает; молодежь распределяли по "профессиям", кого – в солдаты,
кого – в ремесленники, кого – в земледельцы. Так же, как Империя Двуречья, египетская
Империя была социалистическим государством, где вся жизнь шла по указаниям
писцов. Никто не знает, с каких пор существовал этот порядок и как долго он
существовал – когда появилась письменность, всё было уже так, как заведено. Так
продолжалось из века в век, крестьяне возделывали поля, а писцы сидели во дворе
храма, записывая отчетность на листах болотного тростника, папируса. Так
продолжалось до XVI столетия, когда произошла катастрофа.
"И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, – писал жрец
Манефон. – Неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени предприняли
дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли ее штурмом. И, победив ее
правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов,
а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других
уводя в рабство детей и жен… А все их племена назывались Гиксос, то есть
"цари-пастухи".
Откуда же пришли эти "цари-пастухи", завоеватели половины мира?
Экономическое развитие английской деревни в XV в.
Перестройка
экономики английской деревни после восстания Уота Тайлера не привела к
ликвидации феодальных отношений. В Англии сохранялась монополия феодальной
земельной собственности, основная масса ...
Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства
К X—XI вв. в
хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост
производительных сил, происходивший в связи с утверждением феодального способа
производства, в период раннего ...
Восстания наемных рабочих и ремесленной бедноты
Развитие
раннекапиталистических отношений дало в городах такие формы эксплуатации и
угнетения трудящихся, каких не знал цеховой строй. Это и привело к новым по
характеру народным движениям в города ...