Любимым зрелищем жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке (ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром социально-политической борьбы, местом многолюдных собраний, где народ мог видеть императоров и предъявлять им свои требования. Цирковые партии, которые были не только спортивными, но и политическими организациями, носили названия по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые») и русии («красные»). Наибольшее значение имели партии венетов и прасинов.
Социальный состав цирковых партий был очень пестрым. Во главе партии венетов стояла сенаторская аристократия и крупные землевладельцы, партия прасинов отражала прежде всего интересы купцов и владельцев крупных ремесленных эргастерий, торговавших с восточными провинциями империи. Партии цирка были связаны с димами городов Византии, в них входили и рядовые члены димов, принадлежавшие к средним и низшим слоям свободного населения городов. Различались прасины и венеты и по своим религиозным убеждениям; венеты были сторонниками ортодоксального церковного вероучения — православными, а прасины выступали в защиту монофизитства. Юстиниан покровительствовал партии венетов и всячески преследовал прасинов, что вызвало их ненависть к правительству.
Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX—XI вв.
В IX—XI вв. в
большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования:
феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный
строй в основных чертах с ...
Кризис рабовладельческого строя
Кризис
рабовладельческого строя сказался на политических и юридических учреждениях и
идеологии римского общества. Классовые противоречия внутри страны, рост
сепаратистских тенденций в провинциях, у ...
Град божий
Христиане с давних времен проклинали Рим, этот
оплот язычников – и в то время как одни горевали, другие радовались его
падению. Святой Августин написал книгу о граде земном и граде Божьем; гра ...