Рост ренты деньгами и продуктами

В IX—XII вв. широко была распространена отработочная рента, но неуклонно росла рента деньгами и продуктами. Когда государство передавало феодалу в качестве привилегии право на сбор в его пользу государственных налогов, эти налоги становились фактически денежной рентой.

На свободных крестьян всей тяжестью обрушивался гнет громоздкой византийской налоговой системы. Крестьяне платили канон — основной поземельный налог деньгами, синону — натуральную подать, переводившуюся в конце X в. на деньги, капникон — подворный денежный сбор, вносившийся даже крестьянами, не имевшими тягловых животных. Существовало также множество иных регулярных и нерегулярных пошлин и поборов в пользу казны.

В противоречии со своими новеллами уже императоры X в. начали дарить церкви и монастырям обширные территории с правом селить на них зависимых крестьян, а также свои поместья с селами государственных париков. С середины XI в. все чаще стали жаловать в управление (вначале на срок жизни) представителям светской знати и земли со свободными крестьянами с правом сбора налогов в свою пользу. Такие пожалования давались на условии несения какой-либо государственной службы и назывались прениями. Рост крупного землевладения и политика центральной власти вели к быстрому сокращению численности свободного крестьянства.

В конце XI — начале XII в. в Византии несколько позже, чем в Западной Европе, завершился процесс вызревания основных институтов феодального строя и формирования двух главных классов феодального общества. 

Смотрите также

Внешняя политика
На протяжении 1920-х годов США старались не связывать себя международными обязательствами. Большинство договоров, подписанных в это время, не имело обязательной силы и предусматривало исключительно мо ...

Великая Французская революция
Казалось, что открытие заседаний Генеральных штатов (5 мая 1789), сопровождавшееся торжественными церемониями, прошло удачно. Тем не менее решение голосовать по сословиям давало преимущество дворянств ...

Гунны идут!
Иисус Христос призывал к всеобщей любви посреди мира, объятого войной и ненавистью. Босые монахи с крестом и Библией шли к одетым в шкуры варварам, призывая их любить ближнего своего – и иногд ...