Во главе англосаксонских королевств с момента их образования стоял король. Но в основе организации местного управления англосаксов в первый период после завоевания Британии лежал строй свободной сельской общины. Свободные жители села собирались на сельский сход, где решали свои хозяйственные и другие общинные дела.
Представители сельских общин, входящих в определенный округ, называвшийся у англосаксов сотней, собирались на сотенные собрания, где избирали старшину, ведавшего делами сотни. Здесь преимущественно разбирались судебные дела, возникавшие между жителями различных сел, входивших в сотню.
С развитием феодальных отношений сельская община и сельский сход все более подчинялись глафорду или его приказчику, а в сотенном собрании выборных представителей свободных керлов заменили наиболее крупные и влиятельные землевладельцы сотни, а также официальные представители села в лице старосты, священника и четырех самых зажиточных крестьян. Старшина сотни превратился сю временем в королевского чиновника.
Народные собрания англосаксов были, вероятно, первоначально собраниями воинов — в то время свободных общинников каждого из англосаксонских королевств. С IX в. они собирались только в масштабах крупных административных округов — скиров (или шайров) каждого королевства. Позднее эти округа стали называться графствами.
Сначала решающую роль на этих собраниях играли представители родоплеменной знати, во главе которой стоял элдормен. Впоследствии, с ростом королевской власти, элдормен был заменен королевским чиновником — скир-герефой (шайр-ривом, отсюда более позднее— «шериф»). В решении дел с этих пор – принимали участие лишь самые знатные и могущественные люди скира — крупные светские землевладельцы, а также епископы и аббаты. Но в целом особенностью политического строя англосаксонских раннефеодальных государств является длительное сохранение общинных форм управления и медленное перерастание их в органы феодального государства.
Работы А. И. Неусыхина (О проблемах генезиса феодализма)
Большое значение для
теоретического решения проблемы генезиса феодализма в Западной Европе имели
работы А. И. Неусыхина (1898—1969). В книге «Возникновение зависимого
крестьянства как к ...
Монашество и монастыри в Византии
Несравненно более
многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические
настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что
немало крестьян у ...
Материалистическое понимание феодализма
Открытое в середине
XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории создало
основу для подлинно научного, глубокого понимания феодализма. Основоположники
марксизма впервые выд ...