Население и внешний вид средневековых городов

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: ремесленники разных специальностей сначала одновременно являвшиеся и мелкими торговцами. Значительные группы людей были заняты в сфере обслуживания: матросы торговых судов, возчики и носильщики, трактирщики, цирюльники, содержатели постоялых дворов.

 орожане, предки которых обычно были выходцами из деревни, еще долго сохраняли свои поля, пастбища и огороды как вне, так и внутри города, держали скот.

Отчасти это объяснялось недостаточной товарностью сельского хозяйства в XI—XIII вв.

Постепенно в городах появились профессиональные торговцы — купцы из местных жителей. Это был новый общественный слой, сферой деятельности которого стал только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов раннего средневековья они занимались преимущественно внутренней торговлей, осуществляли обмен товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда. В крупных городах, особенно в политико- административных центрах, часто жили феодалы со своим окружением (слугами, военными отрядами), представители королевской и сеньориальной администрации, а также духовенство. Уже в XII—XIII вв. в больших городах значительную часть населения составляли бедняки, жившие случайными заработками (поденщики, временные работники по найму), а также нищенством и воровством.

Размеры западноевропейских средневековых городов были весьма невелики.

Обычно их население исчислялось 1 или 3—5 тыс. жителей. Даже в XIV—XV вв. большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие города имели население, превышающее 80— 100 тыс. человек (Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).

Средневековые города отличались от окружавших их деревень по своему внешнему виду и по степени концентрации населения. Они были обычно окружены высокими каменными, иногда деревянными стенами с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля.

Ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Городские ворота на ночь закрывались. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен, образовывавших первоначальный центр города (бург, сите), постепенно возникали городские предместья — посады, слободы, населенные главным образом ремесленниками.

Ремесленники одной профессии жили обычно на одной улице. Предместья позднее, в свою очередь, обносились новым кольцом стен и укреплений. Центральным местом в городе была рыночная площадь, неподалеку от которой располагался городской собор, а в городах, где было самоуправление горожан, — еще и городская ратуша (городской совет).

За городскими стенами, а иногда и в их границах, лежали поля, пастбища, огороды, принадлежавшие горожанам. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, дома (часто деревянные) тесно примыкали друг к другу, верхние их этажи нередко выдавались в виде выступов над нижними и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. В узкие и кривые городские улицы часто не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Вследствие антисанитарного состояния в городах вспыхивали эпидемии, случались опустошительные пожары. 

Смотрите также

Столетняя война (начальный период)
В 30-х годах XIV в. нормальное развитие Франции было прервано Столетней войной с Англией (1337—1453), приведшей к массовому уничтожению производительных сил, убыли населения и сокращению прои ...

Библейские сказания
Печальна судьба изгнанников – жить в чужой стране под властью чужих царей, терпеть гонения за своего бога и свою веру. Только вера могла поддержать евреев в час испытаний, вера и терпение &nda ...

Время грехопадения
"Некогда, во времена наших предков, как свидетельствуют писания древних, люди любили друг друга чистой и верной любовью, а не сластолюбивой и корыстной, и потому в мире царила доброта… З ...